ilya_yu

с собой и другими

"Но беседовать самому с собой – это искусство, беседовать с другими людьми – забава" (А.П.Платонов).


Previous Entry Share Next Entry
ilya_yu

Производство смысла производства



Советское искусство поставило перед собой задачу выработать метод и стиль, адекватные новой исторической эпохе. Этот метод/стиль, который требовалось найти, произвести, сконструировать, получил название «социалистический реализм». Впоследствии соцреализм превратился в почти бессмысленный, но обязательный термин, описывающий советское искусство. Однако в середине 1930-х годов он понимался именно как проект, как творческое задание для цехов поэтов, живописцев, скульпторов, кинематографистов.

Неслучайно одним из первых теоретических трудов по соцреализму стал сборник статей «Борьба за стиль» (1934). Редактор сборника Иван Виноградов утверждал в ключевой теоретической статье, что каждой формации свойствен свой художественный сюжет, своя архетипическая ситуация. Своеобразным архетипом буржуазного искусства является Робинзон Крузо — независимый индивид, строящий собственными силами свою частную жизнь на необитаемом острове. Эпоха социализма раскрывает человека в коллективном труде, — утверждает И. Виноградов. И новое понимание человека требует нового стиля.

Уже в 1925 году в свет вышел роман Федора Гладкова «Цемент». Впоследствии этот тип литературы назвали скучным термином «производственный роман». Суть же производственной литературы в том, что она стремилась открыть рождение нового человека в коллективном трудовом усилии. Производство цемента рабочими становится основой, на которой строится новый мир: мораль, быт, семейный уклад. Герои приобретают легендарные черты, критики сравнивают их с героями мифов Эллады (сравнивают в том числе иронически).

В 1932 году выходит блистательный роман Валентина Катаева «Время, вперед!»; здесь подробно описывается одна рабочая смена, в ходе которой завод ставит новые производственные рекорды. Советская стройка настойчиво сравнивается со строительством Вавилонской башни, что перекликается с метафорой К. Маркса: «штурм неба». Социальное время разгоняется, ускоряется до невиданных темпов: за сутки может пролететь целая технологическая эра.

Производственная проза открывала и сама производила смысл трудовой жизни — так и оставшийся во многом неразгаданным.

Пафос рождения в труде нового человека и нового мира не вполне понятен современному читателю, который зачастую удивляется тому, что литературные романы могут быть посвящены таким нелитературным материям, как цемент. Однако, романы о накоплении капитала (вроде «Финансиста» Т. Драйзера с его материями акций, облигаций и спекуляций) почему-то не кажутся нам курьезными и излишне тенденциозными. Это лишь доказывает, что советская цивилизация становится для нас всё более далекой и загадочной — понятной едва ли лучше, чем цивилизации, существовавшие до «осевого времени».

Источник: http://vk.com/kulturfront?w=wall-28244738_1468

  • 1
(Deleted comment)
Видимо, смысл жанра производственного романа состоит в описании и приспособлении общинного сознания, перенесенного его носителями-крестьянами в город, и утверждение
//
Производственная проза открывала и сама производила смысл трудовой жизни — так и оставшийся во многом неразгаданным.
//
можно и уточнить,если предположить, что новые горожане думали - "а теперь мы всем миром трудимся на себя, только в городе"..

Любопытно будет почитать про канон военной прозы и как он менялся.

=советская цивилизация становится для нас всё более далекой и загадочной — понятной едва ли лучше, чем цивилизации, существовавшие до «осевого времени».=

Да. А особенно дохрущевская эпоха, и особенно 20е и 30е годы в обществе вообще неизвестны и непонятны.

А между тем, как-то надо опираться на советское наследие, иначе человечеству каюк. Но на что опираться, когда мы сами, типа советские, в отношении своего же собственного наследия беспомощны?!





про производственные коллективы

Наверное, как alex_mukhanov написал, производственные коллективы это было модернизированное под запросы новой, современной эпохи, общинное сознание.

Взять, к примеру, мой город - Ангарск. Это город производств (был, сейчас там катастрофа, без всяких преувеличений).

Так вот в советскую эпоху ангарские производственные коллективы не только вместе трудились, но и вместе отмечали праздники. Отмечать вместе праздники их же никто не заставлял! Ну и сидели бы по своим квартирам или на дачах, но нет, в Красном уголке накрывали столы, приносили баян и пели хором песни и плясали.

Кстати, где-то до середины 70х в обществе была культура пития. Водку было пить не принято. На те же праздники у нас в Ангарске приносили бутылочку коньяку да пару бутылок вина, и все. Веселились практически на трезвую голову)))

Было соцсоревнование, которое тоже где-то до середины 70х отнюдь не было пустым звуком. Соревновались всерьез и очень переживали, если не побеждали. Вообще 3/4 жизни ангарчанина в тот период составляла именно связанная с работой и своим коллективом жизнь.
Это было счастье.

Edited at 2016-08-12 07:41 am (UTC)

Re: про производственные коллективы и Красный уголок

Ещё там было вот чего, уже субботним вечером.
Куча народу собиралась в Красном уголке, это такая комната для общественных собраний, где выгоняли из партии, праздновали свадьбы и дни рождения, ну и поминки, конечно. Но по субботам там были "вечорки".Это такая штука, когда вчерашние люди из деревни хотели собраться вместе и пообщаться, себя показать, людей посмотреть, и вот туда было принято звать вымытых детей, чтоб они "выступали". Стишок, песенка, танчик - всё шло в зачёт. Деток награждали купленными за свои деньги игрушками и сувенирами, помню, у меня такая белочка осталась.
Я там вырвался в ряды маленьких звёздочек и выдавал весь детсадовский репертуар, коронный номер был "Коричневая пуговка лежала на дороге". Ну, знаете, история про Алешу, который нашел вражескую пуговку на дороге, и гада-шпиона поймали. "Вот так у нас хранится советская граница, и никакая сволочь её не перейдёт, в Алешиной коллекции та пуговка хранится, за маленькую пуговку ему большой почёт (3 раза)" Мне даже отсутствие пианино с Зинаидой Иванной не мешало.

полностью тут, если интересно, но не настаиваю
http://alex-mukhanov.livejournal.com/10391.html

Re: про производственные коллективы

а что там произошло с Ангарском? нефтехим уже не работает?

Re: про производственные коллективы

Нефтехим работает и еще ряд предприятий работают, но это странная работа, когда производство работает, к примеру, три дня в неделю или пару месяцев работают, а потом рабочих отправляют в отпуск б/с, потому что нет объемов работ, или под разными предлогами вообще увольняют работников и т.д.

Закрывать производства в Ангарске начали сразу с Перестройки (под предлогом экологии), а сейчас закрываются и банкротятся одно за другим оставшиеся. Когда "Суть времени" делала выставку "20 лет без СССР", там есть на фотографиях эти заводы.

Вот буквально сейчас обрушилось еще одно предприятие, которое не только работало на Ангарск, но и на большую часть сибирского региона. Рабочих просто вышвырнули за ворота, сами рабочие возмущаются и ..... палец о палец не ударяют, чтобы как-то защититься от произвола, хотя бы жалобу в прокуратуру написать.
Молодежь старается найти работу в Иркутске, многие уезжают. Наркомания, пьянство, все дела. Будущего у города нет, его просто добьют, если будет так продолжаться.


Edited at 2016-08-12 05:58 pm (UTC)

Re: про производственные коллективы

Спасибо.

Поскольку я из тех мест, как-то по пути один попутчик был молодым парнем из Ангарска. Как я понял, там среди молодежи принято "отжимать мобилы" и сидеть потом. Причем явно парень без криминальных наклонностей, мог бы и на заводе работать.

Про нефтехим не совсем понятно, вот был этиленопровод в Саянскхимпром, который вроде живет еще неужели и это производство закрыли? Еще там какая-то радиохимия вроде была..

Re: про производственные коллективы

именно в середине 70-х, 7 ноября, в 9 утра, в буфете Свердловского архитектурного института продавали водку, разлитую в граненые стаканы, по пол-стакана. Лично я, тогда первокурсник, выпил с удовольствием

В 30-е годы Советский Союз смог выработать свой уникальный стиль. Это мало кому удаётся, сейчас, по большому счёту остался всего один стиль - американский (есть ещё Куба, но это - мелочь).
Почему Советский Союз утратил свой стиль в послевоенные годы, почему более привлекательным для советской молодёжи стал американский стиль (стиляги, рок-н-ролл), это, мне кажется, ключевой вопрос, без которого не имеет смысла говорить ни о каком СССР 2.0

грамотно отмечено

Читал я "Цемент"... К тому, что в 70е называлось соцреализмом и производственным романом не имеет никакого отношения. Это, скорее, производственный романтизм. Назвать "Цемент" произведением соцреализма так же правильно, как "Железный поток" поставить в один ряд с "Чапаевым".

Я тоже читал Цемент, насколько знаю этот роман первый в своем роде, Горький горячо поддержал его выход и Гладкова. Но на мой взгляд произведение немного "недозрелое" что ли, не знаю как объяснить. Читать было интересно еще и потому, что действие происходило в моем родном городе, где живу, в Новороссийске.

В Цементе еще есть попытка создать или привнести в советскую литературу эстетику индустраильного производства, там все время описываются машины, их красота, сила и мощь, автор и герой постоянно ими восхищены, как всадник любимым красавцем-конем.

Edited at 2016-10-06 07:28 pm (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account