ilya_yu

с собой и другими

"Но беседовать самому с собой – это искусство, беседовать с другими людьми – забава" (А.П.Платонов).


Previous Entry Share Next Entry
ilya_yu

Человек и Космос



Известно, что советская идеология отнюдь не исчерпывалась марксизмом (марксизмом-ленинизмом). Что к историческому материализму советское общество явно и неявно, с большей или меньшей органичностью прирастило свои мечты, идеалы, представления о должном и благом. Любая идеология должна заключать в себя длинную волю – стратегическую перспективу на века, а то и тысячелетия вперед.

Советская культура была пронизана восторгом перед научно-техническим прогрессом. Этот восторг начинался уже с изумлением перед тракторами и комбайнами, танками и авиацией – и переходил в общенародную веру в космонавтику.

Мечта о космосе, воображение космической дали, культ научной фантастики, сеть планетариев по всей стране – выдают тайну того, что я назвал бы «советским лунатизмом». Выдают советское «сокровенное». Будто бы, помимо обыденных советских дел (среди которых было и участие в делах великих), советский человек успевал проживать какую-то загадочную жизнь в иных пространственно-временных координатах.

На самом деле, космическая «бездна» традиционно пугает, сдавливает человека своей бесконечной темной глубиной. Вот Ломоносов:

Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкой прах,
В свирепом, как перо, огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!


А вот Тютчев:

Но меркнет день — настала ночь;
Пришла, и с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь...
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами —
Вот отчего нам ночь страшна!


Почувствуйте, какой эпохальный сдвиг произошел в нашем сознании к 1960-м годам. «Бездна» перестает быть «страшна». Мы ментально обживаем её, роднимся с нею.

Историю СССР можно рассматривать как историю покорения Космоса – покорения не только технического, но и духовного – построения машин и социальных структур, выводящих человека за пределы земли. Разумеется, заложен этот путь был русскими космистами, начиная с Николая Фёдорова, понявшего, что космос должен стать домом человечества. Константин Циолковский не только решил ряд теоретических и технологических проблем, лежащих на пути в космос, он сосредоточенно рассуждал о Вселенной – и понял, что это мир благодати, что, по всему судя, космос дружествен к человеку.

«Родительское Всероссийское Сопротивление» в Перми загорелось идеей передать этот пафос покорения Космоса, восторг перед далью, воображение бесконечности – современным школьникам. Ведь их представления о космосе формируются не книгами Кира Булычева, а голливудским кинематографом и телесериалами об инопланетных вторжениях. Было ясно, что рассказать о нашем, советском, покорении Космоса за один урок невозможно, ведь покорение это происходило во многих областях: познания, технического развития, социального конструирования, воображения. В итоге мы разработали цикл из 4 уроков – междисциплинарный курс, в котором рассказывали о философии, социуме, технологиях, астрофизике, литературе, кинематографе, биографиях людей… Этот спецкурс мы провели в трех школах – и глубочайшим образом вовлеклись в эту бесконечную тему.



В этой теме меня потрясает срастание физики и лирики, техничности и духовности. Стало очевидно, что космический проект – это суперпроект, сшивающий советское общество нитями безграничных устремлений. Безграничных, ибо человек мечтает не просто о космосе, а о дальнем космосе.

Конкуренция между СССР и США велась не только в области технологий, но и в области образов. В СССР не могло быть, скажем, таких фильмов, как «Чужой» (для меня архетипический американский фильм о космосе). В массовом американском кинематографе утверждается образ космоса как обиталища Чужого. Космическая эстетика начинает тяготеть к доминанте ужаса (лучший образчик последнего времени – фильм «Гравитация», героиня которого на протяжении всей картины спасается от космоса).

Я не люблю романы Ивана Ефремова, но соль его эстетики я понял. Это величественное эстетическое здание призвано охватить невообразимый пространственно-временной континуум. Связи между событиями в его романах – это связи световых лет. Эта грандиозная картина пробуждающего Разума в огромной Вселенной не может не вдохновлять. Наивный в области «космологии» Кир Булычев населяет свою Вселенную бесконечно многообразными природными явлениями. Он обожает воображать невиданных зверей, необычные ландшафты, экстравагантные растения. И для Ефремова, и для Булычева Космос – это встреча с бесконечностью. А значит, с самим собой. «Перевал» Булычева одно из лучших произведений для юношества, раскрывающих тайну человека.

Заметьте, какие разные «общества» покоряют космос в искусстве советском и американском. Советский космический социум, пожалуй, скучноват, однородно справедлив, населен морально и физически развитыми индивидами. По преимуществу, конечно. Это космический коммунизм. Американский космосоциум раздираем гражданскими войнами, полон мародеров, пиратов, безжалостных межгалактических корпораций и т.д.

Андрей Тарковский в своем «Солярисе» обнаруживает родство человека и Океана далекой чужой планеты. Фантом Хари, порожденный Океаном, это, конечно, Душа.



Традиции «космического воображения» продолжают «космонавт-художник» Алексей Леонов и «художник-космонавт» Андрей Соколов. Их, на первый взгляд, простые произведения раскрывают смысл тёмного советского авангарда. Мы понимаем, что в конструктивистских и супрематических видениях было предчувствие космоса.



Когда исследуешь эту историю: от Ломоносова – к Фёдорову, от Фёдорова – к Королёву, от Королёва – к Леонову, - понимаешь, что вопрос «Зачем нам космос?» не имеет смысла. Есть сотня практических смыслов на этом пути. Но главное – Космос есть судьба Человека.

Источник: http://eotperm.ru/?p=3008

  • 1
Замечательная статья, спасибо!

Можно ли сказать, что западная культура была начисто лишена космического романтизма?

Эта тема интересная и заслуживает отдельного рассмотрения. Кажется, у меня есть кое-какой впечатляющий материал. Но я такая тварь ленивая, никак не могу напрячться, чтоб его оформить в надлежащем виде.

Заглавная картинка - из любимой книги моего детства "Шесть дней на "Луне-1""

А вот и нет. Это картинка из манги "Planetes​".
По ней еще снят одноименный аниме-сериал, совершенно обалденный. На каждый день космонавтики, обязательно пару серий пересматриваю.

Всех настоящих совков поздравляю с нашим праздником - праздником без попов, капиталистов, креаклов и прочей нечисти.

P.S. Илья, опять я тут. Привет friend-у.

Сам ты нечисть.

Очень выразительно сказано. К слову не нашлось места ни Кларку ни Стругацким и это правильно. Они не выходят за рамки общей тенденциозности и нет необходимости на них ссылаться там где речь начинает идти о духе. Хотя бы в уменьшенном ещё виде.

Хотелось бы выделить (без особого обсуждения её художественности но с глубоким содержанием) фразу "И для Ефремова, и для Булычева Космос – это встреча с бесконечностью" даже безотносительно к упомянутым в ней авторам (но именно русского типа видения писателям)

> «Перевал» Булычева одно из лучших произведений для юношества, раскрывающих тайну человека.

"Посёлок" только. "Перевалом" мультфильм по первой части.
Помню роман первым для меня поднял проблему одичания в отрыве от родной культуры.

> Когда исследуешь эту историю: от Ломоносова – к Фёдорову, от Фёдорова – к Королёву, от Королёва – к Леонову, - понимаешь, что вопрос «Зачем нам космос?» не имеет смысла.

"Человек есть космос".

Именно "Перевал" (первая часть). "Поселок" как целое мне не нравится.

Как всегда, стремление протащить эстетику авангарда. Не удивлюсь, если вы в восторге от малевича.

> Как всегда, стремление протащить эстетику авангарда.

Вы так говорите, что будто бы авангард - это что-то плохое.

> Не удивлюсь, если вы в восторге от малевича.

Малевич тоже плохой?

Отлично сказано о проекции в творчестве на космос коммунистического проекта и "человек человеку волк" в американском варианте. Спасибо.
С праздником.

"Когда исследуешь эту историю: от Ломоносова – к Фёдорову, от Фёдорова – к Королёву, от Королёва – к Леонову, - понимаешь, что вопрос «Зачем нам космос?» не имеет смысла."

А когда исследуешь дальше - понимаешь, что вопрос как раз имеет смысл и ответ на него нужно давать.
И общество и его тяга к звездам остыли столь же стремительно как и зажглись. За одно поколение!

На мой взгляд человек модерна мог преодолеть притяжение Земли и вырваться в космос.
Но что там ему делать он так и не понял, да и не мог понять, так как для этого нужен был уже другой человек - человек сверхмодерна.
Но барьер не был взят...Ни сверхмодерна, ни человека...А человек модерна уже сто лет как "готов к захоронению" и длить усилие - длить способность строить ракеты и выходить в космос теряет. Хватка слабеет, звезды становятся опять недоступны.

Надо будет прочитать "Перевал", давно уже хотел Булычева почитать, но не знал, с чего начать

Привет! Меня зовут Настя.
Живу в Москве, пишу о всякой всячине.
Будем друЖЖить? :)

вы вообще-то переносите свои впечатления от посещения своих же видеосалонов на забугорную культуру, где "Чужие" являются всего лишь очередным ужастиком, а культовыми являются "Звёздные войны" и "Звёздный путь", в котором вообще чуть ли не коммунизм показан и именно освоение новых миров

"Чужой" отнюдь не "очередной" фильм. Если он не создал фан-клубов и фанфиков, то еще не значит, что он ни на кого не повлиял. Весьма культовый фильм, снискавший уйму наград и запустивший весьма успешную серию. "Звездный путь" телесериал (или несколько сериалов, кажется). Вы всерьез сравниваете фильм Ридли Скотта с сериалом? Я-то и к тому, и к другому равнодушен, но должно же быть какое-то представление о различии между художественным фильмом и популярным телешоу.

От православия к космизму, к космосу и коммунизму.

Замечательно написано! Горько осознавать от сколь много мы отказались.

Мы отказались от Мечты, а без нее нет Человека. Мечта делает человека Человеком. Но Мечта не диванная, а Мечта как проект. Проект жизни собственной и следующих поколений. И Н.Ф.Федоров здесь совершенно не случайно упомянут. Великий философ и отец "русского космизма".
Ничто не предопределено и у нас еще все впереди, если повзрослеем и поймем, что жизнь у полного корыта недостойна гордого звания Человека.
Человек - это единственное живое существо на земле, поднявшее свой взгляд к Звездам.
Космонавтом должен стать каждый!
С Праздником!!!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account