ilya_yu

с собой и другими

"Но беседовать самому с собой – это искусство, беседовать с другими людьми – забава" (А.П.Платонов).


Previous Entry Share Next Entry
ilya_yu

Политическая библиотека: «Философия общего дела»



В 1913 году свет увидела странная книга — «Философия общего дела. Том 2». Автором книги значился некто «Николай Федоров». Книга не предназначалась для продажи — она распространялась среди заинтересованных читателей бесплатно. Среди поклонников этой книги мы найдем поэта Валерия Брюсова, философа Николая Бердяева, отца космонавтики Константина Циолковского… Том первый бессмертного труда вышел столь скромным тиражом, что экземпляры его не достались даже некоторым преданным поклонникам автора.

Николай Федорович Фёдоров — фигура в интеллигентских кругах (особенно московских) культовая. Он был известен всем посетителям московской публичной библиотеки: гениальный библиотекарь, который, по слухам, знал содержание всех находившихся в его ведении книг, собирал в помещении книгохранилища главных мыслителей своего времени, включая Льва Толстого и Владимира Соловьева. И они не только с удовольствием слушали библиотекаря — они учились у него, они брали на себя миссию пропагандировать его идеи, они преклонялись перед ним. Николай Федорович спал на сундуке, жалование раздавал малообеспеченным молодым людям, носил обветшавший костюм, любил купаться в озерах, прудах и реках, летом занимался изучением малых сельских храмов, писал статьи об археологических находках… и имел вокруг себя преданных учеников, образующих своего рода орден.

Идеи Николая Федоровича в свое время изложил Достоевскому ученик таинственного библиотекаря Николай Петерсон. Достоевский, по его собственному признанию, мгновенно принял идеи Федорова «как бы за свои». Не зная Федорова, невозможно понять вполне последний роман Достоевского — интеллектуально перенасыщенных «Братьев Карамазовых».

Николай Федорович ушел из жизни в 1903 году. Его ученики взяли на себя труд собрать и издать сочинения загадочного мудреца — «московского сократа». Так родилась книга «Философия общего дела», открывшая миру подлинного родоначальника русского «религиозного ренессанса» (многие считают таковым родоначальником Соловьева, считавшего Николая Федровича своим учителем и отцом).

На первый взгляд философия Федорова очень проста. Ибо подчинена одной идее — идее воскрешения мертвых. Не воскресения, а воскрешения. Речь идет об активном, направленном на служение мертвым христианстве. С помощью науки и техники человечество, по глубокому убеждению Федорова, должно научиться делать то же, что Христос сделал с мертвым Лазарем (да и со своим распятым телом). Это задание, которое Бог самым недвусмысленным образом дал человеку. Тот факт, что христиане всего мира отмечают праздник Пасхи (воскресения Христова), свидетельствует о глубинном усвоении народами послания Иисуса.

Проблема смерти — это, помимо всего прочего, социальная проблема — проблема расслоения и разделения труда. Люди «неученые» тоскуют о мертвых и чают их воскрешения. А люди «ученые», освобожденные от возделывания земли и ручного труда вообще с целью найти средства победить смерть, забыли о своем предназначении. Больше того: люди «ученые» насмешливо относятся к высшему долгу — долгу служения предкам. Проект «воскрешения мертвых» предполагает, таким образом, перевоспитание всего человечества в духе активного христианства, а также устранение разделения труда на физический и умственный.

Если изложенные пункты вызывали у современников философа сдержанное недоумение, то следующий нередко убеждал их в безумии тихого библиотекаря. Сто лет спустя именно этот пункт, напротив, заставляет нас внимательно присмотреться ко всей системе «общего дела». Итак…

Ознакомившись с проектом всеобщего воскрешения, слушатель задавался вопросом: где же «московский сократ» предлагает разместить всех воскрешенных людей? Разумеется, в космосе, который нам предстоит освоить, — отвечали Федоров и его ученики. Мысль эта звучала не менее (а то и более) дерзко, чем проект воскрешения. В конце концов, люди христианской культуры не должны были видеть особенной дерзости в идее победы над смертью. Но освоение космоса казалось детской фантазией, лишенной не только естественно-научного, но даже религиозного базиса.

Между прочим, современные поклонники «Традиции» (то есть того антично-средневекового мрака, что царствовал до «современности») считают идею покорения космоса богопротивной. Исследователь примордиального знания и поклонник эзотерического фашизма Александр Дугин чуть ли не к каждому дню космонавтики читает проповеди на эту тему: мол, в мире благодатном небеса должны оставаться пространством духовным, а космонавтика небеса материализует и десакрализует.

Итак, активное христианство Федорова смыкается с передовыми рубежами науки и техники. В этом — своеобразие его философской позиции. «Научный» вектор федоровской философии носит прикладной характер: философ общего дела учит не о познании мира, а о преображении его. Проект Федорова предполагает, помимо прочего, «регуляцию природы», то есть коренную перестройку Земли в целях благополучия человечества. Больше того, Николай Фёдорович первый рассматривал Землю как космический корабль, который в будущем будет покорять пространство.

В связи с проектом регуляции природы, в связи с верой в преобразовательную силу технологий фёдоровскую философию нередко обвиняют в «прометеизме», противопоставляя якобы исконным христианским правилам отношения к природе как неприкосновенному храму. Вопрос о том, как соотносится «прометеизм» и христианство, заслуживает совершенно особого исследования. Некоторые религиоведы считают, что Прометей — непосредственный предшественник Христа в деле a) нисхождения бога к человеку, b) спасения человека богом и c) принятия богом страданий за человека. Не станем углубляться в тонкие проблемы связи христианства с дохристианскими культами. Намного интереснее то новое, что вводит Фёдоров в христианскую философию. По моему убеждению, это новое должно быть интересно не только христианам, но и людям светским, поскольку Фёдоров строит такую интерпретацию христианской веры, которая фантастически созвучна духовным исканиям за пределами религиозности.

Прежде всего, Николай Федорович говорит о сотрудничестве человека и Бога. Не о покорности, не о служении (о чем он тоже говорит, но в этом нет ничего «собственно фёдоровского»), а о совместном усилии человечества и Бога в деле победы над смертью, воскрешения мёртвых и выхода в новый эон бытия («Новый Иерусалим» и космическая цивилизация будущего в рамках федоровской философии, в сущности, совпали). Об энергийном взаимодействии с Богом учил Григорий Палама — один из наиболее выдающихся православных мыслителей, представитель исихазма. Фёдоров доводит мистические интенции паламитов (последователей Паламы) до социального и технического проекта. Активность человека по воплощению на земле воли Божьей Фёдоров называет «внехрамовой литургией». Встреча с Богом и «попрание смерти» должны свершиться не только в православном обряде под куполом собора, но и в делах повседневных — на площадях, в домах, на заводах, в полях и проч.

Не вполне ортодоксальна заветная для московского сократа тема апокатастасиса — всеобщего спасения. Речь идет об относительности адских мук, которые, по Фёдорову, не могут быть вечными. Грешники и падшие духи, включая самого дьявола, будут спасены (при сохранении ада и страдающих в нем грешников нет полноты спасения и божественной радости). Концепцию апокатастасиса разрабатывали античные богословы александрийской школы — Ориген и Климент Александрийский. Своего высшего развития она достигает у авторитетнейшего отца церкви Григория Нисского. Фёдоров же рассказывает, как именно будут спасены все люди. И однозначно толкует, от чего будут они спасены, — от смерти.

Но подлинным новаторством Федорова было новое прочтение последней библейской книги, Апокалипсиса Иоанна Богослова. Безрадостные пророчества, предрекающие мировые войны, катастрофы и Страшный Суд, прочитываются в условной модальности: всё это будет, если ты не опомнишься. Когда же человек возьмется за общее дело, он откроет путь преображения и спасения в благодатном богообщении. Условность Апокалипсиса приняли многие русские философы религиозного толка — и все они называли именно Фёдорова первопроходцем такой апокалиптики.

Вообще же «богословие» Фёдорова весьма практично. Догматы философ общего дела рассматривает как заветы, принципы практической жизни. Догмат о божественной и человеческой природах Христа Федоров прочитывает как призыв к сотрудничеству божеских и человеческих сил. Догмат о троичности (о единосущных и неслиянных ипостасях Отца, Сына и Духа) интерпретируется как идеальная социальная модель: отцы, сыны и дочери объединяются в единую творческую силу.

Николай Бердяев настойчиво сравнивает консервативного, православного Фёдорова с Карлом Марксом: оба возжелали спасти человека и преобразить мир, оба поверили в спасительную («сотериологическую») силу науки, оба призвали к творческому натиску во имя завершения эволюции человека…

Да, у Фёдорова человек ещё подлежит внутреннему развитию. Во-первых, он достигнет бессмертия. Во-вторых, он перестанет рожать детей, начав воскрешать отцов. В-третьих, он перестанет сам нести смерть — в том числе перейдет в автотрофное состояние (будет строить свой организм из неорганических материалов — подобно растениям). Фёдорова считают иногда предшественником трансгуманизма. В сущности, Фёдоров говорит лишь о незавершенности человеческой природы, пораженности её смертью («первородный грех») и о преодолении этой ущербности силами самого человека.

Очень многое сближает Фёдорова с отцом космонавтики Константином Циолковским, с фантазёром и утопистом Иваном Ефремовым, с Королёвым и Гагариным. Не лишним будет напомнить читателю, что Николай Фёдорович был незаконнорожденным сыном князя Гагарина. Так что основателем русского космизма был именно Гагарин, известный всей интеллектуальной Москве как таинственный и всезнающий Николай Фёдорович — не то монах, не то чиновник, спавший на сундуке, раздававший жалованье бедным и по ночам мечтавший о покорении неба.

Специально для eotperm.ru

  • 1
кажется, но в академической литературе всеобщее дело приписывают Соловьеву...
он ведь тоже кажеться не имел своего жилья и тратил деньги на благотворительность

Нет, Соловьев - "философия всеединства". И он все же был весьма богемный, в отличие от Н.Ф., человек, однако аскеза чужда ему не была, да.

знакомая по этой теме в институте философии чо-то писала, но как не
пытался ее разговорить - не получалось... а вообще- тема интересная, как
впрочем и вся история до 17г крушения России... Если сейчас фальсифицируются
факты, то что делалось раньше....

на мой взгляд, внутренняя структура идей Федорова,а также цель его близки к широкому движению протестантизма, так сказать, русский вариант.

>> Во-вторых, он перестанет рожать детей, начав воскрешать отцов

Это, пожалуй, меня больше всего смущает в идеях Федорова.

Живые и мёртвые

Эта тема воскресение мертвых находится в поле интересов даже для обыденного русского самосознания. Советский фильм «Живые и мёртвые», и ближайший к нам пример – «бессмертный полк».
А что касается высших («тёмных») материй, то обо всём этом воскресении, как говорится, «слышали звон, но не знают, где он».
Это произошло и с Николаем Фёдоровым. Он слишком буквально воспринял сам факт воскресения Господня.
Конечно, как говорил Павлов, «русский ум настолько слаб, что он соотносится не с действительностью, а со словами». Мы, естественно, многому верим на слово, но вот на слова Спасителя: «Следуйте за мной, и пусть мёртвые хоронят своих мертвецов» никто не обратил никакого внимания. А в этих словах вся соль. Спаситель не видел вокруг себя живых людей!
И где они сейчас?! Ау! Не отзываются!
Днём с огнём не сыщешь! Хоть выходи с фонарём, как Диоген!
Так что, «воскресение мертвых» - благодатная тема, требующая отдельного прочтения и изложения.

Re: Живые и мёртвые

[но вот на слова Спасителя: «Следуйте за мной, и пусть мёртвые хоронят своих мертвецов» никто не обратил никакого внимания. А в этих словах вся соль. Спаситель не видел вокруг себя живых людей!]

Вот это существенный поворот в трактовке вопроса.

Спасибо!


Re: Живые и мёртвые

можно было б вспомнить и Платонова в связи этой темой

Re: Живые и мёртвые

"Он слишком буквально воспринял сам факт воскресения Господня."
А если Фёдоров воспринял в христианстве то, что желал воспринять? И если бы в христианстве не было той базы (которая по совместительству является центральной доктриной этой религии), которую он для себя нашёл, то, вероятно, мир узнал бы Фёдорова-индуиста, теософа или ещё кого нибудь, в зависимости от того, где бы до неё докопался.

Так как однозначно доказать или опровергнуть суть событий происходящих 20 веков назад вряд ли представляется возможным, то и интерпретация "воскресения Христа" как нечто иносказательное, рассматривается лишь вариант построения лично комфортной мифологии. Стоит ли в таком случае так категорично, «слышали звон, но не знают, где он», позиционировать исходные данные Фёдорова?

Edited at 2016-04-23 08:21 pm (UTC)

Re: Живые и мёртвые

«А если Фёдоров воспринял в христианстве то, что желал воспринять?»
Поскольку главным праздником в РПЦ является Пасха, «Воскресение Господне», все мысли Фёдорова, как русского человека, привязаны к этому событию. А дальше уже начинается интерпретация этого «явления Христа народу», интерпретация слов самого Спасителя о Царствии Божием. В «Философии общего дела», как человек общинный, он так вот и манифестировал это делание общими усилиями космического царствия.
У католиков главный праздник это Рождество Христово, и им ничего подобного Фёдорову в голову не могло прийти. У них, наряду с Христом, главное действующее лицо в этом явлении Жизни - Дева Мария.


Edited at 2016-04-25 11:19 am (UTC)

Re: Живые и мёртвые

"Поскольку главным праздником в РПЦ является Пасха, «Воскресение Господне», все мысли Фёдорова, как русского человека, привязаны к этому событию. А дальше уже начинается интерпретация этого «явления Христа народу», интерпретация слов самого Спасителя о Царствии Божием "

Для начала, приведу примеры из христианских источников:

"После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.
Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.
Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.
И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!
Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его [Иисус] матери его. (Л 7:11-15)"

"И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом,
потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. (Лк 8:41-42)
Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.
Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.
Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.
Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.
И смеялись над Ним, зная, что она умерла.
Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.
И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. (Лк 8:49-55)"

"
Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.
Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.
Марфа сказала Ему: знаю, что ВОСКРЕСНЕТ В ВОСКРЕСЕНЬЕ, В ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ.
Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.
И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?
Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.
...
Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней.
Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.
Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?
Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.
Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.
Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.
И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Иоана:11"

Re: Живые и мёртвые

«Для начала, приведу примеры из христианских источников:»
Все эти чудеса воскрешения мертвецов совершает, между прочим, воплотившийся Бог: «Я и Отец одно. Кто видит Меня, тот видит Бога». И совершаются они для становления христианской веры, т.е. в противовес язычникам для связи с Живым Богом.
И все эти чудеса воскрешения мог совершать только Христос, поэтому, когда наступили жуткие гонения на первых христиан, они уповали уже на Апокалипсис и «второе пришествие».
Но для чего Он воплотился? Никто не задает себе такого вопроса. А тем более, зачем Христос безвинно погиб как еврейский еретик, потом воскрес и затем вознёсся на Небеса в качестве, как говорят пророки, «второго Адама»?
И кто такой этот «второй Адам»? Тоже никто не интересовался даже.

Re: Живые и мёртвые

"И все эти чудеса воскрешения мог совершать только Христос"
Вы ошибаетесь. Христианство признает истории воскрешений и за пророками, например, Илиёй, Елисеем, Петром, а также более поздние свидетельства о деяниях праведников. Можно пытаться оспаривать достоверность библейских событий, но, на мой взгляд, перетолкование идей христианского учения, в предлагаемом Вами виде, не имеет смысла.

Re: Живые и мёртвые

«Можно пытаться оспаривать достоверность библейских событий, но, на мой взгляд, перетолкование идей христианского учения, в предлагаемом Вами виде, не имеет смысла.»
Это уже не библейские ветхозаветные, а евангельские новозаветные события. И поскольку уже образовался Народ Божий, который теперь находится в «Третьем Риме», пророки из Этого Народа тогда вполне могли совершать подобные чудеса.
Были ли подобные чудеса совершаемые пророками в библейские времена? Полагаю, нет.
Что касается догматов церкви, то они возникали из реалий раннего христианства. Но, «всё течёт, всё меняется», не меняется только суть времени в том числе.

Re: Живые и мёртвые

"Это уже не библейские ветхозаветные, а евангельские новозаветные события"
Смущает то, что концепция Божьего Народа, выглядит как преобразованная версия ветхозаветной концепции богоизбранного народа, от которой, вроде бы, отказались все направления христианства.

Re: Живые и мёртвые

«Смущает то, что концепция Божьего Народа, выглядит как преобразованная версия ветхозаветной концепции богоизбранного народа, от которой, вроде бы, отказались все направления христианства.»
Здесь произошла оговорка. Не «Божьего Народа», а «Народа Богоносца». Это равносильно тому, что сравнивать «господин» и «Господь».
А что касается «богоизбранного народа», то уже у их пророка Осии сказано: «…где говорили им: "вы не Мой народ", будут говорить им: "вы сыны Бога живаго".
То есть, вы не народ-господин (как теперь «гегемон» Америка), а бери глубже, вы народ-Сын, Народ Христофор. Правда, эта метаморфоза произошла не с народом Израиля (как полагал Осия), а она случилась с русским народом.
Вот этого, как раз, никто и «не догоняет».

Re: Живые и мёртвые

А это конкретно о Воскресении в последний день:
Иоанна 6:39-40 «Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день».
Иоанна 6:44 «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день».
Иоанна 6:54 «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день».

Павла во 2-м Коринфянам 1:8-9 «Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых».

Римлянам 8:9-11 «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас».

Деяния 24:14-16 «Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему, написанному в законе и пророках, имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых: праведных и неправедных, чего и сами они ожидают. Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми».

И т. д. По моему, я выбрал, меньше половины из того что встречается на эту тему. На мой взгляд, можно спорить с доктринами христианства, можно не соглашаться, но переинтерпретировать тезис о буквальном Воскресении в христианстве просто невозможно. Это уже будет чем угодно, но не христианством.

Re: Живые и мёртвые

«А это конкретно о Воскресении в последний день»:
Как утверждают философы, существует космическое и феноменологическое время. Как следует из Библии Бог Отец творил по ночам шесть дней. «И был вечер, и было утро день первый…» и т.д.
После шестого дня Отец «почил», «отошел от дел своих».
Божественная неделя завершается воплощением и воскресением Сына. И в этот последний день божественной недели явился воочию Господь. После чего, как заявил безумный Ницше: «Der alter Gott ist tot».
И это не спор с доктринами христианства, а некая его эволюция в соответствии с эволюцией Бога. Бог Ветхого завета после «дня шестого» в воскресный день преобразовался в Бога Нового Завета.

Re: Живые и мёртвые

Далее, замыкается ли всё это на христианстве?

Приведу свой пример, культура воспитания советско-интернациоональная. При этом был знаком, по, семейным обстоятельствам, с основами и атеизма, и православия, и шаманизма. Была интересная такая байка из шаманизма, полёт духа шамана называлась. Согласно байкам, нередко бывало шаманы когда теряли силу, не могли с эти смириться, забирались на деревья и скалы, прыгали, пытаясь взлететь, и разбивались. Молва нередко, в зависимости от представителя культуры, списывала это на терзающих кама духов или сумасшествие.

Случилось так, что как-то мне удалось пережить пару моментов из описываемого опыта. Это действительно впечатлило — полностью включенное сознание (даже немного более того), детально воссозданная в иллюзии (всё-таки считаю видимое видом иллюзии) местность в которой не был 2 года, яркие, насыщенные цвета, ощущение полёта и ветра. Были замечены и отличии, например, легкое изменение света возле линий ЛЭП, было такое впечатление, что смотришь, через воду, либо стекло, но среда не имеет чёткой границы. Потом, когда уже пытался разобраться, с чем имел дело (например, рассматривал вариант, не может ли среда возле ЛЭП преломлять волны некоторой длины) и по-моему наткнулся, на , на мой взгляд, более перспективный вариант: Эффект Фарадея — магнитооптический эффект, который заключается в том, что при распространении линейно поляризованного света через оптически неактивное вещество, находящееся в магнитном поле, наблюдается вращение плоскости поляризации света. Ряд животных (в том числе встречал упоминание и о небольшом количестве людей) могут видеть поляризованный свет. Теоретически, если Фарадей сумел зафиксировать явление в 1845 году, то, в настоящее время, если покопаться, существует вероятность, что эффект возможно визуализировать, и он, предположительно, будет выглядеть именно так.

Но это в теме как бы присказка, лишь объясняющая, почему тема шаманских баек, которые в детстве слушались как разновидность местных сказок, не воспринимаются мной так сейчас. Так вот, в шаманизме есть целый пласт мифов посвящённый путешествиям камов в миры мёртвых где они выкрадывают души или выкупают их, в алтайском эпосе Маадай-Каа главный герой так же, прежде чем вознестись со своей женой на небо (на своём крылатом коне), совершает путешествие в подземный мир (где заточены души умерших), разрушает его и выводит на поверхность свой народ освобождая его от смерти. Для меня шаманизм был центральной точкой отчёта (не без влияния православия), христианское учение о Воскресении в этом отношении или греческие легенды о нисхождениях Геракла и Орфея в Аид звенья одной цепи, которая привела к идеям схожими с идеями Фёдорова, на которые, собственно, наткнулся лишь недавно.

Фёдоров несомненно человек православной культуры, только, на мой взгляд, то что он воспринял идею Воскресения буквально, ни в коем случае не свидетельствует, что этот библиотекарь-энциклопедист, обосновывал свои идеи на некотором одном факте (хотя если «компас» не сбит, вполне бывает вполне достаточно и одного), страдал ограничением русской культуры в которой ум настолько слаб, что, как у Вас по тексту, «он соотносится не с действительностью, а со словами» или он «слышали звон, но не знают, где он».

Что касается Народа Логоса, Народа Богоносца, Вы уж извините, но на мой взгляд, это шутка из разряда задвигов наших националистов,подбирающих религию не из принципа религиозной истины или Веры, а чтобы не как у русских было, и чтобы их националистическое единоначалие истину трактовало, что с попущения богов, а что нет.

Re: Живые и мёртвые

«Далее, замыкается ли всё это на христианстве?»
Как говорил Ипполит в советском фильме «Ирония судьбы»: «Во, тёпленькая пошла!».
Наконец-то появились живые слова в Живом Журнале.
Я тоже в эти перестроечные времена много чего читал из философов. Увлекался Живой этикой, знакомился с Учением Дона Хуана Карлоса Кастанеды. Правда, грибочки не принимал , но голодал по идейным соображениям. Это позволяло непроизвольно «летать», но, слава Богу, никуда не залетел. Кроме всех прочих впечатлений, чувство невесомости мне знакомо.
Но потом «всё устаканилось», вернулся в православие, поскольку после рождения по реалиям того довоенного ещё времени по причине слабого здоровья был только «погружён» монахиней в Челябинске (рядом Аркаим), а в очень зрелом уже возрасте во время съезда православной молодёжи в Иркутске был «миропомазан» на Байкале в Никольской церкви.
Так что никакой ереси, у меня абсолютно всё «замыкается» на православии как на правильном понимании Бога Живаго!
А что касается Народа Богоносца, то истинный русский не может быть националистом, поскольку он, по выражению Достоевского, «брат всех людей». И рядящийся под русского славянофил-антисемит точно так же разрушает божественный «русский мир», как и откровенный жид-русофоб.

Re: Живые и мёртвые

"у меня абсолютно всё «замыкается» на православии как на правильном понимании Бога Живаго"

Возможно я несколько сумбурно сформировал мысль, речь о том, что идея борьбы за жизни тех, кто считается безвозвратно почившими, как таковая, не ограничиваются ("замыкается") принимаемой вами трактовкой христианства, и, скорее всего, религией как таковой.
Догматы христианства, на мой взгляд, неотделимы от идеи Воскресения, так что связь Фёдорова с христианством для меня очевидна. При этом в никоем случае не свидетельствует о некоей ограниченности его идей, как результат некоей узкой религиозной трактовки, так как не на ровном месте существует древний контекст, степень проявления которого зависит от культурной среды, где-то она помогает ему проявиться, где-то сдерживает проявления, но они есть и будут всегда. Периодически будут находиться Фёдоровы, чтобы их озвучить, а современные кайчи будут складывать новые эпосы, пусть даже если они будут принимать форму фантастичеких романов и компьютерных игр.

Re: Живые и мёртвые

«Возможно я несколько сумбурно сформировал мысль, речь о том, что идея борьбы за жизни тех, кто считается безвозвратно почившими, как таковая, не ограничиваются ("замыкается") принимаемой вами трактовкой христианства, и, скорее всего, религией как таковой.»
Абсолютно все именно так и считают: «воскрешение мертвецов».
Кстати сказать, существует обряд «инферия», заключающийся в воскрешении мёртвых богов (духов) через их кормление кровью животных, жертвоприношение. Язычники этим, собственно, и занимаются. Правда, и у монотеистов мусульман такая же странная «технология».
А «замыкание» заключается в сохранении Жизни как таковой через живой Народ, через Народ Христофор. Поскольку многочисленные мёртвые нации под влиянием мёртвых богов, не ведая, что творят, размывают (распинают) Народ Христофор, вот такое воскресение мёртвых имеется в виду.
Как же быть в этой катастрофической ситуации?
«В Россию можно только верить».

Re: Живые и мёртвые

"Поскольку многочисленные мёртвые нации под влиянием мёртвых богов, не ведая, что творят, размывают (распинают) Народ Христофор, вот такое воскресение мёртвых имеется в виду." - так Ваша концепция подразумевает многобожье и христианство больше не придерживается догмы о том, что Христос являлся не для спасения некоего народа, а всего человечества? Хотя обмен нашими мнениями об этом сейчас не столь важен, жизнь полна граней которые требуют внимания. Всего Вам доброго :).

Edited at 2016-04-29 03:41 pm (UTC)

Re: Живые и мёртвые

«так Ваша концепция подразумевает многобожье и христианство больше не придерживается догмы о том, что Христос являлся не для спасения некоего народа, а всего человечества?»
Какое многобожие?
Бог един в трёх лицах, и Он говорит на «великом, могучем, правдивом и свободном»!
Действительно, всем казалось, что Христос в те времена «являлся для спасения некоего народа».
«жизнь полна граней. которые требуют внимания».
Но оказалось, что Он являлся не для гранения сосуда, а для того, чтобы этот сосуд-Жизнь был.
«Так что такое красота,
Сосуд она, в котором пустота,
Иди огонь, играющий в сосуде?»
Ни то, ни другое, а в совокупности.
И всё это о Живом Боге!

Re: Живые и мёртвые

И под конец, про смысл христианства без буквального Воскресения:

1 Коринфянам 15:12-19 «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков».

Re: Живые и мёртвые

«Так как однозначно доказать или опровергнуть суть событий происходящих 20 веков назад вряд ли представляется возможным, то и интерпретация "воскресения Христа" как нечто иносказательное, рассматривается лишь вариант построения лично комфортной мифологии.»
Какое там иносказание, какая там комфортная мифология!? Речь идёт о катехоне, о Народе Логосе как «Удерживающем теперь». И в данном случае доказательства следует искать «от противного». Конечно, «Грозящую катастрофу» во всех сферах жизни и самой этой Жизни, предвестники которой уже проявляются «весомо, грубо, зримо» , можно интерпретировать по-разному. У меня такая интерпретация: это будут последствия неразумного, предумышленного и непредумышленного разрушения "русского мира", в котором обитает Народ Логос, Народ Богоносец (правда, всё это делается в рамках Промысла Божия).
Можно, конечно, плакать у «стены», смеяться на «театральной сцене жизни», проклинать «империю зла», но…
«Счастье, когда тебя, Господи, понимают»!
Поскольку такого понимания как не было, так и нет, то это уже всеобщее несчастье.
А что касается сути мифа, эпоса и логоса, то у меня есть доступная через интернет, правда, усеченная при преобразовании сайта часть статьи из "застоя" конца прошлого века «Логика культуры и Логос».
Так как НИКОМУ это не интересно, я ничего не восстанавливал.
Присутствуют главы Миф и Эпос, а отрезаны главы Логос и Заключение, а также Список литературы для ссылок.


Edited at 2016-04-25 12:12 pm (UTC)

Re: Живые и мёртвые

"Хорошая мысля приходит опосля"!
Оказывается, всякая редакция текста вызывает mail.
Извиняюсь, что Вам пришло много таких посланий.

Спасибо Вам огромное за обзорный материал. Гуманитарная сфера -- непаханное поле, а так хоть сориентироваться чуть-чуть можно.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account