ilya_yu (ilya_yu) wrote,
ilya_yu
ilya_yu

Category:

Красный Тойнби



Меня в университете учили так: «исторический материализм» и «цивилизационный подход» — диаметрально противоположные «методологии». Крупнейшей фигурой первой методологии является Маркс, второй — Тойнби. Между тем, у Тойнби с Марксом общего больше, чем с… да, по-моему, с кем бы то ни было из социальных мыслителей.

1947 год. В журнале “Foreign affairs” выходит ключевая статья Арнольда Дж. Тойнби «Современный момент истории» (впоследствии вошла в книгу «Цивилизация перед судом истории», 1948). В этой статье Тойнби развивает среди прочего очень важную для него тему противостояния Запада всем цивилизациям не-Запада. Есть тут остроумное наблюдение: «Как и коммунизм, ислам — движение антизападное, хотя в то же время это как бы еретическая версия западной веры; так же как и коммунизм, он оттачивал клинок духа, против которого бессильно материальное оружие».

Параллель коммунизма с исламом не носит у Тойнби оценочного характера, разве что положительный.

Тойнби настаивает на том, что основные болезни цивилизаций – войны и классовое неравенство. Капитализм превратил эти болезни в смертельную угрозу для человечества, создав сверхмощный технологический уклад, но «не изменив человеческую натуру» (напомню, Маркс страдал именно о незавершенности человека).

Кроме того, именно при капитализме неравенство становится вопиюще аморальным: «В обществе, которое открыло ноу-хау изготовления рога изобилия, несправедливость в распределении земных благ, перестав быть практической необходимостью, превратилось в чудовищное моральное преступление». Уверен, что знатоки Маркса слышат знакомые обертона.

Наконец ставится задача построения коммунизма: «Мы должны искоренить войну и классы как таковые — и искоренить их немедленно...» Да, описана именно «отрицательная» формула коммунизма. А что же еще за бесклассовое общество?

И хотя дальше Тойнби стыдливо выступает за специфическую конвергенцию (мол, он не за капитализм, но и не за социализм, а за что-то совсем другое — а какое такое «бесклассовое» другое?), он капитулирует перед коммунизмом и признает правоту Маркса. Это 1947-й. Здесь, если вдуматься, видно, как много историософия Тойнби берет у марксизма, видно в том числе в размышлениях о передовых классах. В других текстах Тойнби красный отлив не столь заметен.

P.S. А вот тут Кургинян показывает, что поэту Бродскому, антисоветчику высшей пробы (Нобелевская премия), марксизм не чужд — при видимой чуждости.

Tags: Маркс, историософия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 58 comments