ilya_yu

с собой и другими

"Но беседовать самому с собой – это искусство, беседовать с другими людьми – забава" (А.П.Платонов).


Previous Entry Share Next Entry
ilya_yu

Театр раздора



А в Перми всем уже надоела очередная скандальная история, связанная с «наследием Марата Гельмана». Министр культуры Пермского края 15 июля уволил в одностороннем порядке художественного руководителя пермского драматического театра Бориса Мильграма. Это событие повлекло за собой целую цепочку других: Лия Ахеджакова и Инна Чурикова обратились в Администрацию Президента РФ с просьбой заступиться за Мильграма, статусные столичные критики (например, Павел Руднев) вдруг обнаружили, что пермский драмтеатр едва ли не лучший театр страны, а председатель Союза театральных деятелей РФ Александр Калягин обратился к губернатору Пермского края с просьбой разобраться в ситуации. В итоге от исполнения обязанностей отстранен министр Игорь Гладнев; впрочем, и Мильграм пока в должности не восстановлен. Необычайный резонанс рядового события — ротации кадров в провинциальном драмтеатре — заставляет задуматься. И внимательно присмотреться к очередному пермскому казусу.

Борис Мильграм был личным другом бывшего губернатора Пермского края Олега Чиркунова. Благодаря протекции последнего режиссер второсортной антрепризы возглавил пермский академический театр драмы, который немедленно (в целях, как теперь говорят, брендирования) переименовал в «Театр-Театр». Впрочем, как режиссер антрепризы, Мильграм успел поработать с теми же Ахеджаковой и Чуриковой. Не потому ли они так быстро разобрались в столь далекой от них пермской театральной ситуации и подписали письмо к Вячеславу Володину?!

Мильграму повезло: пермский губернатор Чиркунов мечтал о славе Мецената и Лоренцо Медичи. Поэтому, когда Мильграм и скандальный галерист-политтехнолог Марат Гельман предложили чиновнику превратить вверенный ему край в оазис европейской культуры и мекку современного искусства, а его самого — в правителя новой «культурной столицы Европы», он с радостью ввязался в эту авантюру. Авантюра и впрямь была выгодная: это и международный пиар за счет бюджета, и дымовая завеса для любых нечистых дел — шумиха вокруг выставок, фестивалей и спектаклей, которые в Перми финансировались, прямо скажем, чрезмерно (ежегодно проводилось под 60 фестивалей!), позволяла отвлечь внимание от бардака, который творился в Пермском крае. Все же понимают, что даже самая щедрая культурная политика — небольшой процент от гораздо более «вкусных» административных занятий.

И вот вчерашний постановщик эротических антреприз со звездами советского экрана становится министром культуры Пермского края. Борис Мильграм приглашает в Пермь, в свой театр, влиятельных критиков, знаменитых режиссеров и актеров, за бюджетный счет устраивая в Перми круглогодичное гульбище для артистических тусовок. Вероятно, именно тогда он превратился в «культового режиссера» (без единого культового спектакля), в худрука «одного из лучших театров России» (костяк репертуара составляют плохо исполненные оперетты и минималистские драмы про «нашу современную жизнь»). У «Театра-Театра» есть и награды, конечно. Конечно, я говорю о «Золотой маске», эксперты которой пили на брудершафт и обнимались с Мильграмом во времена памятных пермских фуршетов, банкетов и прочих культурных мероприятий.

В 2012 году Чиркунов отправлен в отставку. Год спустя из Перми уехал и Гельман. Остался только Мильграм, продолжавший пермскую культурную авантюру в отдельно взятом театре.
Репертуарная политика театра полностью отражала и выражала тренды, заданные Маратом Гельманом: установка на дешевое эпатирование (мат и голый зад), зрелищность, ставка на молодежь (благо она уже никогда не узнает, что такое великий русский театр и лишь иронически ухмыляется, услышав слова «Станиславский» и «Сценография»). Главное — подальше от так называемых «традиций» (от «тоталитаризма» и «нафталина») и поближе к современному европейскому искусству (которое никто из «пермских аборигенов» толком не видел). Задача ставилась — «трансформировать общественное сознание».

Пермь город театральный. Что не обязательно предполагает наличие великих режиссеров и актеров. Театральным его делала воспитанная публика, которая знает, что такое театр, как смотреть спектакль, как его оценивать. С этой публикой и начал бороться Мильграм. Он эпатировал её бранью, обнаженкой, сценами насилия, отсутствием мизансценирования, фальшивым пением, хлопочущими лицами актеров. Зато было много современной пьесы, «актуализирующей интерпретации», элементов кабаре и антрепризы. В итоге старая публика сбежала, уступив место новой генерации (часто зазываемой бесплатными билетами, массово раздаваемыми среди студенчества).

Разумеется, привыкший к большим бюджетам и беспорядочным тратам, Борис Мильграм и без поддержки Чиркунова-Гельмана проявлял отсутствие финансовой дисциплины. Только за 2012 — 2014 гг. из бюджета Пермского края Театру-Театру было перечислено более 620 миллионов рублей. Ни один региональный драматический театр России столь значительную финансовую поддержку за эти же годы не получал. А сегодня у Минкульта возникли вопросы относительно целевого расходования средств. Подробности — на Ура.ру. Особенно трогательно, что Мильграм был самым высокооплачиваемым приглашенным режиссером театра: он сам у себя брал подряды на постановки.

У Мильграма всегда были серьезные защитники. Странно, однако министру Игорю Гладневу «сошла с рук» конфронтация с пермским «Мемориалом» и бывшей командой музея «Пермь-36», за которых вступались политики-тяжеловесы: от уполномоченного по правам человека и даже целого совета по правам человека при Президенте РФ до министра иностранных дел Германии. А вот отставка никому не известного Мильграма повлекла отстранение самого министра. Кстати, что-то вынуждало пермский Минкульт столь щедро финансировать учреждение, с которым у него был давний конфликт. На какую «священную корову» покусился Игорь Гладнев?

20 июля в Перми состоялось совещание представителей академической и творческой общественности, поддержавшей решение министра Гладнева. Представители различных поколений и политических взглядов, эстетических пристрастий и этических установок пришли к общему мнению: региональные и федеральные СМИ сознательно искажают реальную картину, а именно не хотят обсуждать финансово-организационную сторону конфликта и явно спорный репертуар театра, вызывающий бурю негодования у консервативно настроенной общественности. В разгар совещания, однако, в зал ворвалась толпа сторонников Мильграма. Они начали перекрикивать выступавших, громко смеяться и свистеть, требовать предоставить им слово (когда слово предоставлялось, звучали реплики вроде: «Вы хотите закрыть театр!», «Все вы против театра!» и т. п.). Флэшмоб (или стихийный митинг?) показал со всей очевидностью: эти молодые люди с горящими глазами и лающими интонациями находятся на взводе. Группа поддержки Мильграма (в основном артисты театра) были убеждены, что их выгонят на улицу, любимый театр закроют, спектакли изымут из репертуара — и бог знает в чем еще. А также они были убеждены, что театр принадлежит именно им, а люди с альтернативным мнением не имеют права даже собираться и его выражать. Не это ли результаты эксперимента по «трансформации сознания», проводившегося в Перми Чиркуновым, Гельманом и Мильграмом?

Иными словами, запоздалое закономерное действие пермского минкульта (Гельман-то давно эмигрировал в Черногорию, хоть и до сих пор консультирует своих пермских друзей в качестве политтехнолога) обернулось травлей самого минкульта и всех, кто поддержал его решение.
Несмотря на то, что люди с «трансформированным сознанием» сорвали круглый стол, его участникам удалось договориться между собой — и подписать обращение к губернатору (и тут я «руку приложил»). Цитата:

«Сегодня перед Минкультом стоят задачи не событийного насыщения культурного пространства, а сохранения инфраструктуры в условиях, непростых для региона и страны в целом. В этой связи представляется необходимым внимательно, на экспертном уровне, рассмотреть вопросы деятельности театра за последние годы (в том числе провести финансовый аудит) на предмет их соответствия требованиям, предъявляемым к государственным учреждениям культуры».

Еще цитата: «Нас возмущает обилие «спорных» спектаклей в репертуаре театра, то, что нормой стала нецензурная брань, эротика на грани пошлости и насилие на сцене академического некогда театра. Академический театр драмы обязан показывать в том числе образцы классической театральной игры, классической мизансцены и сценографии, литературной речи. Необходимо сохранить место, где взрослые и дети могут приобщиться к шедеврам мировой драматургии в их классической сценической интерпретации. С задачей сохранения классического пространства, воспроизводства традиций художественный руководитель театра драмы справлялся далеко не так успешно, как с задачей организации культурных событий. Поэтому нам близка и понятна деятельность Министерства культуры Пермского края и министра И.А. Гладнева».

Думается, что ситуация в значительной мере типична для современного российского театра. Современные режиссеры и худруки, а также специфически настроенная актерская среда считают академические театры площадками для выражения своих вкусов и эстетических интересов, как бы независимых от государственной культурной политики и запросов гражданского большинства. Как только бюрократия предпринимает попытки ввести креативную диктатуру в берега, сама бюрократия подвергается жесточайшей атаке. В том числе загадочному давлению с высших элитных этажей (кому же так нужен Мильграм в Перми, что только о нем сейчас говорит театральная Москва?!). В общем, пермский драмтеатр захватил король антрепризно-опереточной халтуры, окруженный толпами неистовых менад. И власть, по сути, говорит: мы бы хотели вернуть театр людям, но сами видите, что творится...

Лишний раз обращаю внимание читателя: в тот же день, когда было составлено процитированное обращение, губернатор Виктор Басаргин отстранил министра Игоря Гладнева. Этот самый Гладнев наводил порядок в пермской культуре после нашествия Гельмана. Это Гладнев удалил из печально известной «Перми-36» команду, прославлявшую бандеровцев и пропагандировавшую идею трибунала по типу Нюрнберга над СССР. В отличие от предшественников, Игорь Гладнев открыто поддерживал патриотические силы в отечественной культуре. Гладнев министр себе был и министр. Но ему объявили джихад самые одиозные «культурные силы» страны и региона. И это превратило его в политика — даже в некотором роде популярного.

А дальше — совсем смешно. Губернатор создал комиссию, которая, рассмотрев вопрос (так вот что такое шизоанализ!), нашла, что Гладнев прав (потому что он реально во всем прав), но поступил неправильно — Мильграма надо вернуть. Кто-нибудь, позовите наконец санитаров...

Источник: http://eotperm.ru/?p=5388
Читайте также: Мильграм в цифрах

  • 1
> Губернатор создал комиссию, которая, рассмотрев вопрос (так вот что такое шизоанализ!), нашла, что Гладнев прав (потому что он реально во всем прав), но поступил неправильно — Мильграма надо вернуть. Кто-нибудь, позовите наконец санитаров...

Солидарен. Это смешно очень всё. Скажу еще раз: реально, Мильграм не нужен и не востребован широкими массами, он востребован весьма узкой тусовкой, обладающей весьма специфическими запросами. Держать его дальше в таком театре и тратить на него такие нехилые бюджетные средства - это просто дурость.

Бабки большие эти мильграмы отваивают. вот где прокуратуре бы порыть...

Я посетил в ТТ спектаклей 8. Немного, конечно. Не особо был впечатлён. Нет, мне как музыканту приятно, что на сцене музыкальные спектакли, вот были бы они ещё исполнены хорошо, особенно вокальные партии. В ответ говорят, что поют актёры, а не профессиональные певцы. Ну да, для актёров поют хорошо, но получается, что получается. Удивляет с какой яростью его защищают некоторые личности, чуть ли не гением называют. На "культового режиссёра" он явно не тянет, как и его театр не тянет "на один из лучших". Я не соглашусь с мнением некоторых противников Мильграма, что в ТТ одна постмодернистская пошлятина, конечно, это не так. Вот есть хороший добрый мюзикл "Алые паруса", который вполне интересен, если выкинуть первое действие: декорации настолько "режут" глаза, всё рябит от этих реек/труб (что там было), что с трудом дожидаешься антракта. Или "Бременские музыканты", ну это всем известный хит. Неплохо получилось, только всё какое-то тёмное, куда-то спешит, непонятно, что происходит. Неплохо получилось только потому, что это "Бременские музыканты", которые держаться за счёт всем известных песен.
Короче, ТТ - это на один раз, как дешёвый голливудский фильм.

Всё очень просто, на самом-то деле. Тот, кто платит, имеет право и даже должен определять репертуарную и кадровую политику театров. Вот и вся премудрость. Но, к сожалению, есть у нашего сегодняшнего "русского" театра одна особенность...
Странно, что в связи с рассказанной историей нигде пока ещё не слышно об антисемитизме и русском фашизме.

Опять жиды во всём виноваты?

Тогда не пишите больше про жидов

Ну что вы! Наебалово - это же не наебалово, а умение жить.

Судя по данным Ура.ру, Мильграма не увольнять надо, а сажать.

Судя по данным ура, выставка СВ была фашистской пропагандой)

Это были не данные, а оценки, а здесь - данные. Ложные или истинные - увидим. Кстати, есть и другие данные - сегодня опубликую

Давай, почитаю.

Да обычная тут священная корова - пятый пункт святейшего Мильграма. Если его вернуть не удастся так, то пятый пункт пойдет как боевой слон.

Помимо того, что в разрешении данной ситуации не учитывается мнение гражданского большинства (либеральное меньшинство в очередной раз пытается приватизировать право говорить от лица всей общественности), так ещё и имеет место откровенный политический шантаж губернатора. Вчера Мильграм с упоением рассказал СМИ как он ездил в Москву и как его хорошо приняли в администрации президента. Это уже какое-то политическое дно, которое проваливается всё глубже...

В приемной его хорошо приняли.

> Нас возмущает обилие «спорных» спектаклей в репертуаре театра, то, что нормой стала нецензурная брань, эротика на грани пошлости и насилие на сцене академического некогда театра.

Может, он всегда стремился стать порно режиссёром, но жизнь распорядилась иначе.

))

Так надо помочь человеку тогда! Что же он талант-то в театре драмы зарыл!!!

Мильграма в утиль. Басаргина под следствие.

Можно б посмеяться, если б не было так грустно
Пошляки и гомосеки пытаются отвоевать, продавливают свои позиции в культуре

Н-да, Мильграм-то какой-то "непотопляемый" персонаж. Хотя конечно тут скорее дело в том, что если либеральная местная туса это место отдаст - это будет их серьёзный проигрыш, сдача позиций. Вот и грызутся.

Эта новая постсоветская элита сразу консолидируется когда на неё нападают. В этом её сила, поэтому ни Мильграма, ни кого-либо ещё они без борьбы не сдадут. И если кто-то думает, что этих и других моральных уродов можно будет запросто убрать и вычистить нашу культуру, то на примерах мы видим, что это не так. Очищать культуру от паразитов трудно. Проще было отказаться от традиций за вознаграждение в перестройку.

как он пролез в "режиссёры"?

А это трудно, что ли? Окончил соответствующее заведение и стал ставить где придется.

дело в том, что "закончивших соответствующее заведение" гораздо больше, чем режиссёров (и театров, т.к. 1 режиссёр = 1 театр), так же как закончивших институты нефти и газа значительно меньше, чем членов Совета Директоров "Газпрома"

Так в статье есть ответ: сначала занялся разнузданной антрепризой со звездами экрана, потом - друг детства его в Перми пригрел.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account