ilya_yu (ilya_yu) wrote,
ilya_yu
ilya_yu

Categories:

«Черные тетради» Мартина Хайдеггера



В 2014 году в философском мире случилась подлинная сенсация. В 94-96 томах полного собрания сочинений Мартина Хайдеггера были опубликованы тексты мыслителя, записанные в тетрадях в черном переплете. Хайдеггер предназначал их для публикации именно в полном собрании и именно в последних томах. До выхода полного собрания сочинений «Черные тетради», по завещанию философа, хранились в тайне от поклонников и большинства исследователей Хайдеггера.

Этот философский дневник писался в 1931 — 1941 гг. — период, когда Хайдеггер был ангажирован национал-социалистической партией Германии. В споре о том, был ли знаменитый философ антисемитом, можно поставить точку: был. Так же как был, к примеру, англофобом. Впрочем, достается от Хайдеггера всем «национальным началам», включая русское и даже немецкое.

Дискуссия о «Черных тетрадях» разгорелась еще в 2013 году, когда издатели ознакомили с «сенсационными» материалами отдельных исследователей и журналистов. Старый спор о нацизме Хайдеггера разгорелся с новой силой, однако теперь, в силу наличия источников — причем предназначавшихся автором для публикации, этот спор может стать более конструктивным. Сегодня философы имеют возможность реконструировать нацистские или находящиеся в орбите нацизма взгляды Хайдеггера.

Философ выступает как критик гитлеризма, понимаемого им как вульгарная, опрощенная, выхолощенная версия национал-социализма. «Высокий», «бытийно-исторический» нацизм Хайдеггер и разворачивает в «Черных тетрадях»: будучи членом НСДАП, он не мог выступать с открытой критикой идеологии и политики партии. Пикантное обстоятельство: в то время как Хайдеггер молча критиковал нацизм с позиций своего, «философского», нацизма в своих тетрадях в красивом черном переплете, во Франции развернулось подпольное сопротивление, философским знаменем которого был именно экзистенциализм (французский экзистенциализм Сартра является репликой диалога с экзистенциальной аналитикой Хайдеггера).

Хайдеггер в своих заметках критикует в целом Новое время как эпоху всё возрастающего значения счета, дельности, прагматизма, самораскручивающихся индустрий — и забвения духа, мира, истории, Бытия. Носителями всех деструктивных «нововременных» начал и выступают в «Тетрадях» Англия, американизм, большевизм и, конечно же, «мировое еврейство». О последнем Хайдеггер пишет особенно уничижительно как о концентрате и едва ли не источнике метафизической болезни современного человечества — болезни меркантильности и забвения бытия. В целом же «Черные тетради» радикальны в своем отрицании всей эпохи Нового времени, их отличает пафос гнева и глубочайшего разочарования (в том числе в собственных попытках философа найти путь к Истине Бытия — например, в принесшей ему славу книге «Бытие и время»).

Шовинистические тирады Хайдеггера написаны рафинированным философским языком: «Американизм – это явление, которое можно определить исторически: оно состоит в безусловном исчерпании Нового времени через его опустошение. Русское начало в однозначности своей брутальности и жесткости одновременно обладает на своей земле сферой тех источников, что предопределяют (эту) мировую однозначность. Напротив, американизм – это с трудом собираемое единство (Zusammenraffung) всего, каковое единство всегда является одновременно именно с трудом собранным и всегда означает неукорененность этого собранного (des Gerafften)» (М. Хайдеггер, «Черные тетради», пер. Н.В. Мотрошиловой).

«Черные театради» публикуются в момент, когда воинственная риторика самого дурного пошиба вновь востребована — и хайдеггеровские пассажи не воспринимаются как нечто аномальное. Напротив, кажется, что его изящные пассажи куда приличнее, чем яростные выпады в адрес международных оппонентов со стороны иных патриотов Украины, России, США и др.

(Кстати говоря, к русскому началу мыслитель как раз более благосклонен, нежели к американскому, — недаром ведь некоторые отечественные «консерваторы» относятся к Хайдеггеру с почтением: «В этой метафизической зоне опустошения русское [начало] не срывается вниз; ибо оно, независимо от “социализма”, внутри себя располагает возможностью [обрести новый] исторический разбег, а этой возможности остается лишенным все относящееся к американскому началу (Amerikanertum). Русское же, несмотря на все, имеет под собой почву (bodenständig), и оно слишком противится [исчисляющему] разуму, чтобы оно могло быть в состоянии перенять историческое предназначение к опустошению. Для того чтобы перенять [дело] забвения бытия… для этого необходимо быть в высшей степени готовыми – и нужно смочь все еще называть “духовностью” всю счетно-расчетливую (berechende) разумность». С русским началом связывает философ ожидание нового, покамест неведомого, бога — очень глубокая тема, развитая в позднейшей философии Хайдеггера).

Удивительно и то, что эти тексты Хайдеггера публикуются аккурат в тот момент, когда переиздано в Германии главное сочинение Гитлера, теперь будто бы предназначенное для скрупулезного академического изучения. В то же время по всему миру происходит реабилитация союзников Гитлера и различных коллаборационистских сил: от японского милитаризма (см. последний, «пронзительный» и «ностальгический», фильм Хаяо Миядзаки) до ОУН-УПА.

В этом контексте углубленный, «бытийно-исторический», не-вульгарный, сложный нацизм Хайдеггера как нельзя кстати: мировое сообщество уже готово с интересом разглядывать весь спектр нацизмов. Гораздо «ярче», нежели антисемитизм, предстает антигуманизм Хайдеггера, который готов, во служение Бытию, уничтожить род человеческий: «Все должно быть приведено к полному уничтожению. Только так можно прекратить существование двухтысячелетнего сооружения метафизики». Название «Черные тетради» почти наверняка приобретет метафорический смысл. Тот факт, что Хайдеггер желал обнародовать свой «философский нацизм», но в определенном контексте и по истечении определенного времени, — по меньшей мере интригует.

Нельзя не признать дальновидных прозрений автора и глубины отдельных интуиций. В его историософской мысли сочетаются сильные и чарующие пророчества и поверхностные, стереотипные суждения — иной раз курьезные. Можно ли отделить зерна от плевел — вопрос пока открытый. «Самое раннее около 2300 года может снова возвратиться История. Тогда американизм исчерпает себя в силу избытка своей пустоты. Но до того человек будет делать свои еще непредвиденные шаги-вперед (Fort-schritte) в ничто, не будучи в состоянии признать, и стало быть, преодолеть это пространство своего быстрого продвижения. Воспоминания о прошлом (Gewesene) и скрытом существовании (Wesende) будут все более смутными и запутанными... Некоторое кажущееся богатство войдет в историю затяжного окончания Нового времени из-за того, что в этом конечном состоянии цивилизованного варварства одни будут бороться за цивилизацию, другие – за варварство, но [обе стороны] будут делать это с той же манией расчетливости. Так возникнет соразмерная пустоте пустыня, которая полностью распространит вокруг себя видимость никогда не существовавшей полноты» (М. Хайдеггер, «Черные тетради», пер. Н.В. Мотрошиловой).

Предлагаем читателю ознакомиться (см. прикрепленные документы) с академической дискуссией вокруг «Черных тетрадей» Мартина Хайдеггера.

Tags: историософия, фашизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments