ilya_yu

с собой и другими

"Но беседовать самому с собой – это искусство, беседовать с другими людьми – забава" (А.П.Платонов).


Previous Entry Share Next Entry
ilya_yu

история и сослагательное наклонение

Речь пойдет о простой вещи – о конкуренции исторических проектов. Коль скоро такую конкуренцию я признаю, то и «сослагательное наклонение» для меня не под запретом.

Коммунистическое движение зародилось в середине XIX века и оформилось как серьезная историческая сила к концу столетия. Оно родилось внутри модерна – того порядка вещей, который отделил Новое время от Средних веков. Это секуляризация, культ человека свободного и разумного; это парадигма прогресса социального, научного и технического; это буржуазный способ производства; это просвещение, романтизм, позитивизм…

В чем суть модерна с точки зрения идеологической? Сверхценность «Бог» была обменена на сверхценность «Человек». Эта замена произошла не вдруг, она происходила довольно медленно. Человека нужно было освободить от предопределений и предписаний трансцендентной инстанции (высших сил). Его для этого нужно было наделить разумом и свободой, а также чувством самоценности «сейчас».

Когда же замена была произведена, немедленно стала разверзаться бездна – у модерна росла страшная тень. Разум не мог обеспечить всех функций социального бытия, а в отсутствие трансцендентной инстанции полную свободу получила затаившаяся в человеке темная воля (неумеренное хотение). Не в силах совладать с нею, разум начал отступать. И тогда оформились две альтернативы, представленные (но не исчерпываемые) именами Маркса и Ницше.

Маркс предложил преодолеть атомизацию и социальный хаос через творческий коллективизм, через диктатуру труда, через восхождение всех и каждого к новым горизонтам социального развития.

Ницше предложил отбросить все – и отдаться стихии черной воли.

Знаменем модерна было рациональное познание, рациональное мышление. В этом смысле ключевой фигурой эпохи модерна является Декарт. Кризис модерна знаменует отказ (полный или частичный) от классического рационализма. Маркс системно замещает категорию рационального познания категорией практики – действия как комплексного преодоления узкой рациональности.

Но и Ницше говорит о философии вне рацио. Подзаголовок одной из самых злых книг Ницше «Сумерки кумиров» – «Как философствуют молотом». Молот здесь – орудие сокрушения. А Маркс учил, «как философствуют серпом и молотом». Молот как символ пролетарского движения есть орудие созидания.

В XX веке модерн сошел с ума – и родились две империи: Красная и Черная. В первой философствовали серпом и молотом, во втором – молотом деструкции.

Сверхмодерн не наступил после модерна. Наступило трагическое распутье – между сверх-историей и анти-историей. Лестница прогресса не выстроилась. Завершая историю, мы либо прорываемся в космос, либо проваливаемся во мглу.

Кстати, безальтернативный прогрессизм классического марксизма порожден не историософскими схемами Маркса, а (в значительной мере) внутренним состоянием коммунистического движения: «Когда утрачивается инициатива в борьбе и в результате сама борьба видится как серия поражений, механистический детерминизм превращается в могущественную силу морального сопротивления, сплочения, упрямой и терпеливой настойчивости. <…> Реальная воля преображается в некий акт веры в некую рациональность истории, в эмпирическую и примитивную форму страстного финализма, выступающего как знаменатель предназначения, провидения и тому подобных учений конфессиональных религий» (Антонио Грамши).

Грамши здесь восстанавливает в правах волю, но стоит пойти еще дальше – и осмыслить, что происходит с историей без воли к коммунизму (к обществу спасения себя в братстве с другими). Историческая наука не знает, конечно, сослагательного наклонения, ибо она лишь реконструирует прошлое на основе его следов в настоящем – на основе археологических данных и письменных источников. Но историософия не может не иметь дело с вопросом о сценарности исторического процесса. Воля людей определяет исторические повороты. Ведь исторический процесс можно мыслить как блуждание рода человеческого по лабиринту исторических перспектив.


  • 1
История не только знает сослагательное наклонение, но и большей частью из него и состоит. Собственно, именно потому, что "она лишь реконструирует прошлое на основе его следов в настоящем – на основе археологических данных и письменных источников". Т.е. наше знание о прошлом - не факт, а наиболее вероятное предположение.
Ну а анализ закономерностей так и вовсе невозможен без учёта альтернатив - ибо, как известно, всё познаётся в сравнении. Нет сравнения - нет познания.

Христианство => Коммунизм


Илья, было бы очень интересно узнать, что Вы думаете вот по какому поводу:
Коммунизм, насколько это мне понятно, вполне может являться Целью развития христианского общества. То есть – Целью полёта той самой «стрелы времени».
Установление справедливого творческого общества на Земле. Общества, не знающего пределов для самосовершенствования. Это ли не Цель христианина?

Re: Христианство => Коммунизм

Я считаю, что социальный идеал христианства, как минимум, близок коммунизму. Однако истинной целью христианства (как и любой трансцендентальной религии) не может являться сколь угодно благое земное дело. Христианин спасает душу и восходит к Богу. Общество творчества и справедливости в данном случае может быть великим средством к достижению трансцендентальной цели. Стрела времени ведет к исчерпанию времени, за коим открывается "новое небо и новая земля" (не наше небо, не наша земля). Хилиастическая мечта (разделяемая далеко не большинством христиан) также не есть мечта финальная, окончательная. После Тысячелетия начинается нечто совсем уж новое и неведомое.

Re: Христианство => Коммунизм

Спасибо, где-то так я и предполагал.
Совершенно верно, земной идеал, в любом случае, идеалом быть не может. Это лишь модель.
А по поводу "исчерпания времени"... Думается всё-ж, это не вполне "исчерпание". И напрасно будет ожидать "конца времён". Ведь и "стрела времени" летит не прямо, а вполне себе по орбите планеты. Соотношение Оси и Орбиты (например, Спираль) будет, наверное, более точной моделью Развития.

Re2: Христианство => Коммунизм

Если же всерьез говорить об "исчерпании времени", то, наверное, лишь для каждого индивидуума. Для "грешного" мирянина этот отрезок времени, длиною в жизнь, действительно, может показаться Стрелой пролетевшей. Это ни что иное, как просто Образ.

Re: Re2: Христианство => Коммунизм

Что будет после времени (и как вообще возможно такое "после") - мистическая тайна, непостижимая в рамках наших моделей Вселенной.

Re: Re2: Христианство => Коммунизм

Ну да, можно сказать и так. Одно другому не противоречит.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account