ilya_yu (ilya_yu) wrote,
ilya_yu
ilya_yu

история и сослагательное наклонение

Речь пойдет о простой вещи – о конкуренции исторических проектов. Коль скоро такую конкуренцию я признаю, то и «сослагательное наклонение» для меня не под запретом.

Коммунистическое движение зародилось в середине XIX века и оформилось как серьезная историческая сила к концу столетия. Оно родилось внутри модерна – того порядка вещей, который отделил Новое время от Средних веков. Это секуляризация, культ человека свободного и разумного; это парадигма прогресса социального, научного и технического; это буржуазный способ производства; это просвещение, романтизм, позитивизм…

В чем суть модерна с точки зрения идеологической? Сверхценность «Бог» была обменена на сверхценность «Человек». Эта замена произошла не вдруг, она происходила довольно медленно. Человека нужно было освободить от предопределений и предписаний трансцендентной инстанции (высших сил). Его для этого нужно было наделить разумом и свободой, а также чувством самоценности «сейчас».

Когда же замена была произведена, немедленно стала разверзаться бездна – у модерна росла страшная тень. Разум не мог обеспечить всех функций социального бытия, а в отсутствие трансцендентной инстанции полную свободу получила затаившаяся в человеке темная воля (неумеренное хотение). Не в силах совладать с нею, разум начал отступать. И тогда оформились две альтернативы, представленные (но не исчерпываемые) именами Маркса и Ницше.

Маркс предложил преодолеть атомизацию и социальный хаос через творческий коллективизм, через диктатуру труда, через восхождение всех и каждого к новым горизонтам социального развития.

Ницше предложил отбросить все – и отдаться стихии черной воли.

Знаменем модерна было рациональное познание, рациональное мышление. В этом смысле ключевой фигурой эпохи модерна является Декарт. Кризис модерна знаменует отказ (полный или частичный) от классического рационализма. Маркс системно замещает категорию рационального познания категорией практики – действия как комплексного преодоления узкой рациональности.

Но и Ницше говорит о философии вне рацио. Подзаголовок одной из самых злых книг Ницше «Сумерки кумиров» – «Как философствуют молотом». Молот здесь – орудие сокрушения. А Маркс учил, «как философствуют серпом и молотом». Молот как символ пролетарского движения есть орудие созидания.

В XX веке модерн сошел с ума – и родились две империи: Красная и Черная. В первой философствовали серпом и молотом, во втором – молотом деструкции.

Сверхмодерн не наступил после модерна. Наступило трагическое распутье – между сверх-историей и анти-историей. Лестница прогресса не выстроилась. Завершая историю, мы либо прорываемся в космос, либо проваливаемся во мглу.

Кстати, безальтернативный прогрессизм классического марксизма порожден не историософскими схемами Маркса, а (в значительной мере) внутренним состоянием коммунистического движения: «Когда утрачивается инициатива в борьбе и в результате сама борьба видится как серия поражений, механистический детерминизм превращается в могущественную силу морального сопротивления, сплочения, упрямой и терпеливой настойчивости. <…> Реальная воля преображается в некий акт веры в некую рациональность истории, в эмпирическую и примитивную форму страстного финализма, выступающего как знаменатель предназначения, провидения и тому подобных учений конфессиональных религий» (Антонио Грамши).

Грамши здесь восстанавливает в правах волю, но стоит пойти еще дальше – и осмыслить, что происходит с историей без воли к коммунизму (к обществу спасения себя в братстве с другими). Историческая наука не знает, конечно, сослагательного наклонения, ибо она лишь реконструирует прошлое на основе его следов в настоящем – на основе археологических данных и письменных источников. Но историософия не может не иметь дело с вопросом о сценарности исторического процесса. Воля людей определяет исторические повороты. Ведь исторический процесс можно мыслить как блуждание рода человеческого по лабиринту исторических перспектив.

Tags: Маркс, историософия, коммунизм, модерн, фашизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments