ilya_yu

с собой и другими

"Но беседовать самому с собой – это искусство, беседовать с другими людьми – забава" (А.П.Платонов).


Previous Entry Share Next Entry
ilya_yu

смыслы русской революции

Опубликовано на eotperm.ru
Рубрика: Искания



В своей гениальной статье «Интеллигенция и революция» (1918) Александр Блок писал: «Не бойтесь разрушения кремлей, дворцов, картин, книг. Беречь их для народа надо; но, потеряв их, народ не все потеряет. Дворец разрушаемый – не дворец. Кремль, стираемый с лица земли, - не кремль. Царь, сам свалившийся с престола, - не царь. Кремли у нас в сердце, цари – в голове. Вечные формы, нам открывшиеся, отнимают только вместе с сердцем и с головой».

После Великого Октября часть интеллигенции стенала о судьбах русской культуры. Дескать, дворцы разрушают, храмы разграбляют, усадьбы сжигают. Пришел на русскую землю «хам». Желчные аристократы шипели: «Так русский народ – народ-богоносец?! Вот, посмотрите-ка, что богоносец вытворяет!» А народ – богоносец. Только Бога он понимает иначе и несет его по-своему – через века унижений, мук, страданий. «Он до смерти работает, до полусмерти пьет» (Н.А.Некрасов). А потом идет в храм – и умиляется Владимирской Божьей Матери, плачет над крестными муками Спасителя. И снова – на барщину, снова до смерти работать и до полусмерти пить. Вот и пишет Блок о делах «богоносца»:

«Почему дырявят древний собор? – Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой.

Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? – Потому, что там насиловали и пороли девок: не у того барина, так у соседа.

Почему валят столетние парки? – Потому, что сто лет под их развесистыми липами и кленами господа показывали свою власть: тыкали в нос нищему – мошной, а дураку – образованностью
».

Блоку в деяниях революционных масс виделось Провидение. В блоковском словаре можно найти самое точное слово: «Возмездие». На храмы и усадьбы обрушилось Возмездие – его угадывал Блок в своих стихах и поэмах. Угадывал – и предупреждал. Интеллигенция озлобилась, налилась желчью. Блок стал «нерукопожатным». Потому что воспел пришедшего «хама», «Шарикова», «совка». А Блок воспел Возмездие – и горе тому, кто не понял этой музыки.

Да и не было нашествия варваров на великую культуру. Культура сама в себе бунтовала, культура была в разладе с собой. Когда мужики дырявили соборы, Ленин ставил памятники русским классикам и создавал литературные музеи. Революционная интеллигенция тоже читала и Ницше, и Гегеля. Тоже понимала Вагнера. Но был русский Ницше, в котором Горький вычитывал не сверхчеловека, а нового человека. Был русский Вагнер, в котором русское ухо слышало не гибель, а обновление. И, безусловно, был русский Маркс – подобный иудейским пророкам, обличивший зло мира и воспевший приблизившееся Царство Божие.

Там, в салонах Мережковского, на башнях Вячеслава Иванова, в эстетских кругах, упивались декадансом – упоенно вкушали смерть от Ницше и Вагнера. А Луначарский вкушал из тех же источников Жизнь. Луначарский был вне культуры? Ленин был вне культуры? Дзержинский – трагический романтик – был вне культуры? Ах, всю культуру, видите ли, увезли Мережковские на философском пароходе!..

А здесь революционный поток поднял с глубины низовой жизни непостижимого писателя Андрея Платонова, до сложности которого далеко самому утонченному модернисту. Школы, ликвидация безграмотности, пропаганда классики, авангардистские эксперименты, великий театр, великое кино – вот что начиналось здесь. А «там» нечто заканчивалось – то, что в Возмездии уцелело. Там, в эмиграции, кончался русский Серебряный век. В стихах он кончался красиво и элегантно, а в жизни – жалко и безобразно: в нищете, в унынии, в кокаине.

Не было никакого восстания «хама» против здания русской культуры. Было восстание особой культуры (особого, «небуржуазного», культурного уклада), через страшное возмездие сбросившей с себя все то, что над нею смеялось, что ее презирало, что душило ее в безграмотности. Рафинированные интеллигенты полагали, что у русского мужика есть русский бог и пустые щи, что в избах крестьянских пахнет богом и щами, что в фольклоре живет таинственный бог, дарующий пустые щи. И даже умилялись, статьи про русского бога писали – на своих культурных языках, отсылающих не то к французскому символизму, не то к немецкой классической философии. «Нет, знаете, мужик – он со своим богом даже остроумен, и слог мужицкий по-своему хорош, даже неповторим. Как хотите, а есть в этих народных песнях, в этих покосившихся избах, в этих щах да лаптях – свое очарование, даже своя философия. Ах, как трогателен русский мужик!.. Да что там – как есть, богоносец!» А русский мужик рвался ввысь. Русский мужик не в гостиные и дворцы желал прийти со своим богом, а в школы, в институты, на грандиозные стройки. И по этой лестнице – в космос. Большевики каким-то образом (может быть, от безысходности) в мужика поверили. Он для них был не «хам», а трудящийся. Они его назвали «хозяином Земли».

И вот когда он стал этим самым хозяином, стал себя гордо звать «трудящимся», тогда-то и оказалось, что «народ-богоносец надул». Что не философию избы и лаптеплетения он в себе угрюмо несет, а желает дворцы снести и космодромы устроить.

Много смыслов у русской революции – социальных, политических, метафизических. Революция как результат политической бездарности русской аристократии и русской буржуазии – такова политология семнадцатого года. Революция как Возмездие – это, конечно, уже метафизика. А есть и смысл культурный: революция стала прорывом трудового народа из культурного гетто в бескрайние космические дали.

С праздником, товарищи! С днем Великой Октябрьской Социалистической Революции!


(Deleted comment)
То есть лучше вниз?

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Ромен Роллан: "Революция как любовь: горе тому, кто этого не понимает".

Отлично сказано!

C Праздником, с 96 годовщиной Великой Октябрьской Социалистической Революции!
Урррааа, товарищи!

С праздником!

От безысходности придется поверить в человека снова)

вопрос в какого человека - сверх- или нового-?

С Великой Революцией!

С праздником, с годовщиной Революции!

С праздником Великой Октябрьской Социалистической Революции!

Бред это. У великого поэта, к сожалению, было много мути в голове. Бесовская революционная стихия так его хрупкую дущу покалечила, что он и "Двенадцать" написал. Духовная наркомания и одержимость.
Что там ваш авангард? что он дал, кроме разложения всех смыслов и даже языка?
Много их, гениев, жертв революции. Маяковский - то же самое.


Предлагаете заняться анализом творчества Блока, других поэтов и т.д. в рамках такого форума? Начав с увесистых "Бред это"©, "много мути в голове"© и т.д.? Рассчитывать на серьезный уровень спокойной дискуссии...

Если это - часто встречающийся в интернете образец обоснованного мнения, то о вкусах спорить, тем более, не буду.

P.S. Если краткость - сестра таланта, такой анализ Блока - претензия на гениальность...


по вере вашей да будет вам

доверие всегда жизнеспособней, нежели разрыв связей.
кисельные берега всегда можно потеснить железобетонной верой в русло истории.
довериться - дать жизнь семье, в нашем случае - семье народов, в которой русские выступают солнцем, освещающим путь к мечте каждого народа, в совокупности адресуя свои чаяния на расцвет жизни, её многообразие и культурный обмен.

нужно верить во что бы то ни стало, доверять друг другу, подкрепляя веру общими делами.


Edited at 2013-11-06 10:25 pm (UTC)

Хорошо сказано.

Спасибо. С праздником!

Да здравствует Великая Октябрьская Cоциалистическая Революция!

Ура! Именно так, без эвфемизмов и переименований: Великая (!) Октябрьская Социалистическая (!!) Революция (!!!)

С праздником!

Да здравствует Великий Октябрь!

Вот умеешь ты Илья сказать и написать! С праздником!

Спасибо. С праздником!

С Большим Великим Праздником! Которым восхитился весь мир в то время и сожалеет сейчас. Не дадим миру почву для сожаления,а дадим для восхищения.

?

Log in

No account? Create an account