ilya_yu

с собой и другими

"Но беседовать самому с собой – это искусство, беседовать с другими людьми – забава" (А.П.Платонов).


Previous Entry Share Next Entry
ilya_yu

Очередной культурмультур

В Екатеринбурге состоялся небольшой культурный скандал. В ДК им. М.В. Лаврова – концертной площадке, на базе которой работает Уральский центр народного искусства, – появился новый арт-директор. Некто Денис Малиновский. Креативный молодой человек хвалится перед музыкантами тем, что никогда не был на их выступлениях. А зачем? Он, видите ли, конструирует новый образ Центра. Это очень известная история: креативный менеджмент противопоставляет себя консервативному трудовому коллективу. Как я понимаю, претензий у коллектива к арт-директору достаточно, но «точкой проявления» конфликта стал запущенный в сеть рекламный ролик:



Ролик, призванный «пиарить» Центр, вызвал, однако, негодование коллектива. Мужская часть Уральского государственного русского народного оркестра поспешила откреститься от такого «пиара»:



Попробую разобраться, что произошло. Утверждается, что ролик «Маша с Уралмаша» в интернете быстро набрал популярность. И это неудивительно: как раз никакой креативности в нём нет. Это стандартный, предсказуемый, несмешной этюд про гопников. Гопники – «общее место» современного юмора. Про «гопоту» снимаются популярные телесериалы, про них шутят в камеди-клабах, камеди-баттлах и прочей камеди-халтуре. Гопник заместил «чукчу», «блондинку» и «тёщу». В принципе, это знак, сигнализирующий «В этом месте пора смеяться».

В Перми этот образ эксплуатировали не только создатели «Реальных пацанов», но и «рэпер Сява», а также театр Сцена-Молот, поставивший спектакль «Засада» с рэпером Сявой (Вячеславом Хохалкиным) в главной роли. Отметился на этой теме и дизайнер всея Руси Артемий Лебедев: "…плакат с молодым человеком в кепке и трениках, сидящим в позе известной скульптуры Огюста Родена, был не принят в качестве официальной рекламы года культуры в Москве". Тоже, наверное, любитель роликов про «Коляна». Между прочим, тему «пацана с окраины» по-настоящему наше искусство так и не раскрыло. А тема очень серьезная: адресую к сборнику «Молодежные уличные группировки», вышедшему в Институте этнологии и антропологии РАН под редакцией Дмитрия Громова.

Итак, перед нами вульгарно и неумело сделанная реклама. Девушка в сарафане и гопники в шапочках на ушах, почему-то за кадром звучит Бородин в безвкусной обработке, девушка подмигивает молодым людям и ведет их в «храм искусства». Что же так возмутило музыкантов? Об этом даны многочисленные разъяснения – например, порталу 66.ru. В ролике показаны взаимоотношения между Центром, который олицетворен флиртующей девицей, одетой в сарафан (ладно хоть без кокошника), и аудиторией района, воплощенной в образе трех «пацанчиков». Музыканты не могут идентифицировать себя с девицей (они говорят, что стиль Ксении Собчак им чужд – им ближе Настнька из сказки «Морозко»), а свою аудиторию – с гопотой.

Что такое народный хор и народный оркестр? Это совершенно особая среда, с особыми эстетическими идеалами. Нет ничего загадочнее народного искусства в аутентичном исполнении – похоронных плачей, исполняемых вдовами, колыбельных, исполняемых матерями и т.д. Профессионализация народного искусства – это специфический процесс, когда эстетический идеал, заложенный в фольклоре, доводится до исполнительского совершенства. Чтобы этим заниматься профессионально, нужно этому эстетическому идеалу отдаваться, служить ему. Миссия народных хоров и оркестров – передавать этот загадочный эстетический идеал слушателю, хранить идеал и оберегать его. Поэтому ничего удивительного в реакции оркестра нет.

Удивительна для меня реакция на эту реакцию:

1) Вот как неосторожно высказался о скандале сам Денис Малиновский:

B90INovplX4
Это скрин. Оригинал удален

Во-первых, заслуженный дирижер, насколько мне известно, этого господина «не посылал». Во-вторых, музыканты к нестандартным вещам готовы – только вот арт-директору ничего больше в голову не придет, кроме как сбацать какую-нибудь туфту на балалайке. Он что – не понимает, что музыканты хотят заниматься музыкой, а не приколами? Интересно, что один из авторов ролика предлагает балалаечникам играть хиты Мадонны (вот в этом видео). Ну, офигеть как креативно!

Обнаружив, что коллектив пошлость не приемлет, креативщики обвинили коллектив в антикреативности.

2) Странную идею запустили екатеринбургские СМИ: «Неясно становится, почему так жестко отреагировали на деятельность своих же пиарщиков сами музыканты, ведь в конечном итоге задача у всех одна – привести слушателей в зал. Не будем исключать, что развернувшийся вокруг этого ролика скандал – и есть основная часть рекламной кампании, а не только видеоролик, собравший множество просмотров на Youtube и вызвавший бурное обсуждение в комментариях» (цитирую сайт Культурмультур).

Мысль о том, конфликт искусственный, повторяется во многих материалах. Вы там головы-то включите! Музыканты хотели бы привлечь побольше народу, но не «в конечном итоге». У музыкантов «в конечном итоге» – музыка, эстетический идеал. И вы даже представить себе, вероятно, не можете, как тяжело и даже травматично для консервативного коллектива выходить в сферу современной, интернетной и телевизионной, публичности. Чтобы потом написали, будто они хотят себе популярности добавить.

3) Ведь тебя тут же начинают комментировать. И, как правило, твой идеал высмеивать, опошлять. Николай Коляда (драматург и режиссер, видный уральский культуртрегер) отреагировал так:

Мама дорогая, у меня слов нет ...
Это они серьезно?!
Деменьшин, Итунин, Долинин - они вас балалайками в темном подъезде поубивают ... ))))))))


Дело в том, что актеры, сыгравшие гопников, ученики Коляды. Что говорит театральный деятель? По сути, что ребята шутки не поняли (как же можно, мол, «серьезно» к этому относиться?). И комментариев на тему отсутствия у музыкантов чувства юмора – очень много. Послушайте, у всего оркестра, что ли, чувство юмора отсутствует? Знаете, смех вещь субъективная. Шутки не бывают «объективно смешными». Это зависит от установок субъекта. В данном случае были задеты некие установки (еще раз повторю это ключевое слово – «эстетический идеал»), которые общественность желает игнорировать. А почему она их игнорирует? Общественность вообще не понимает, что такое идеал?

Не надо думать, что перед нами конфликт консерваторов с новаторами. Всё печальнее. Современная «большая культура» живет в состоянии сбережения эстетических идеалов, когда значительная часть общества вообще без них обходится. Никто не понимает, что именно мешает музыкантам принять этот «прикол». Пиарщики делают свою работу, музыканты – свою. А цель у них, оказывается, общая. В общем, культур-мультур. Ребята молодцы – и играют они великолепно. И дирижер у них по-настоящему заслуженный. Говорите, они шуток не понимают? А может, это мы забыли, в чем смысл и назначение искусства?


Креативный арт-директор унизил жителей Екатеринбурга, сравнив их с "гопниками". И только музыканты оркестра выступили против такого сравнения и методов пиара?

Только без прямолинейности

Можно посмотреть иначе (не примите в контексте оправдания арт-директора).
Арт-директор этим роликом (очень верю, что крайне нехотя) показал подлинное состояние (очень верю, что не хотел) екатеринбуржцев, сравнив их с гопотой. Потому как: сколько концертов в сезон проводит достославный оркестр? Положим, около 80 (не уступая ничем НАОНИР им. Осипова). Сколько в среднем в зале мест - думаю, около 500 - стандартный ДК советского периода. Итого - 40.000 слушателей за сезон максимум, при населении края более 2 млн. человек. Шанс на встречу - раз в 50 лет. Это и есть показатель истинной потребности потенциального жителя (хотя концертов, конечно же, меньше, и слушателей в залах тоже) на встречу с высокой народной музыкальной культурой. И требовать других рекламных стратегий от арт-директора весьма странно - а что он ещё может? Только идти на поклон адресной группе - т.е., самым настоящим гопникам.
И вопрос только в том, насколько арт-директор осознаёт изложенное выше - и всё. Думаю, по справедливому протесту коллектива - совсем не осознаёт. Но это не снимает много другого истинного, к чему бы и стоило приложить настоящее внимание, сэкономив ресурсы от чрезмерного эмоционального обмусоливания дебильного ролика.


Со статьей согласен. Только вот тут

Никто не понимает, что именно мешает музыкантам принять этот «прикол».

перегиб. Конечно, люди понимают. Когда их внимание обратишь. Вы и обращаете их внимание.

Просто в повседневной гонке на выживание многое просто остается за границей восприятия и арт-директора умудряются пропихнуть свои гадостные эксперименты в жизнь. Тем более что чиновники в подавляющем большинстве эти гадостные ценности разделяют.
И вместо того, чтобы пресекать гадость, назначают гадостных арт-директоров.

Edited at 2014-09-14 04:44 pm (UTC)

ну, до выступления оркестрантов я других протестов не видел.
никто в СМИ негативно не отреагировал.

в какой-то степени можно говорить о том, что общество не поняло отчего такая реакция

К сожалению, эта ползучая зараза "опускания" высокого искусства до уровня подворотни давно шагает по стране. Вот такие "креативненькие" директора заставляют, к примеру, Омский симфонический оркестр делать целые программы из музыки с голливудскому киномусору. "Зато народ валом валит" - главный аргумент.
И ТВ наше своими бесконечными конкурсами и перепевками западной попсы сознательно добивает остатки вкуса и культуры.

Как по мне, так это отлично демонстрирует итоги "карнавализации". Когда для рекламы народного хора и оркестра (профессионалов) привлекают образ гопника.

Ну, можно прикинуть, что будет дальше, например - "Рэппер Сява" будет рекламировать балет "Лебединое озеро" или группа "Лесоповал" - оперу "Князь Игорь".

Кстати, вот еще хороший пример, типа - пародия на того же "реппера Сяву", "реппер Сева", это как раз про это:

http://www.youtube.com/watch?v=oVHW6ZthPcg


Илья, спасибо большое! Твоя поддержка - это что-то!

Не за что, Нафис. "Что-то" - это твое искусство.

Почему-то у деток Школы Экономики (почему то мне кажется, что это плоды её деятельности) пошлось и креативность, это одно и тоже.

И в качестве апофеоза всеобщей бестактности малиновые пиджаки музыкантов. )

малиновые пиджаки

Малиновые пиджаки нужно рассматривать в контексте с женскими платьями lGTHs0kAIvc

Edited at 2014-09-14 08:24 pm (UTC)

,Загадят голову потребителю всякие креативщики образами шлюх и гопников, и потом расхлебывай, доказывая, что ты не такой/такая. Раз культурная - значит , шлюха, раз искусства хочешь - значит, выпендриваешься. И ведь будут докапываться на вопрос провокаций низменных мотивов в высоком. Обязательно будут шлюху/гопеика в каждом культурном доискиваться. Молчать нельзя.

> Это очень известная история: креативный менеджмент противопоставляет себя консервативному трудовому коллективу.

Он не креативный менеджер, он обыкновенный неуч. Вот почему-то никто без инженерного образования не лезет конвейер конструировать, а в культуре любой считает своим долгом потоптаться - есть знания или нет, не важно.

Для меня оба слова ("креативный", "менеджер") несут содержание исключительно ироническое.

1. Арт-директор ДК, это как PR-менеджер детской художественной школы. Школа в пиаре, не имеющем отношения к ученикам и изобразительному искусству, не нуждается.

2. "Качество" "креатива" видно по позиции автора к предмету рекламы, человек рекламирует сам себя за счёт имеющегося материала.

Как говорил Станиславский: "Надо любить искусство в себе, а не себя в искусстве"


Edited at 2014-09-15 08:17 am (UTC)

Кмк есть некая недосказанность в статье. Мне кажется, что пропасть между "креативной рекламой" и тем, что она вроде как рекламирует, можно было бы показать более развернуто.

Для всякого рода "технарей" типа меня.

по карману.

С этими креаклами бесполезно разговаривать. Их просто нужно бить по самому больному месту, карману.

Согласна с автором. Что-то перегнули они палку... Но тема как привлечь людей к культуре очень актуальная.

У меня ролик "Маша с Уралмаша" вызвал гомерический хохот. Шикарное видео! Тут феерично всё - и Маша эта, похожая на доярку из глухой деревни, и великолепная игра актёров - хоть Оскар вручай.

А у меня тошноту. Бусы у Маши во рту... если гопоты я уже везде насмотрелась, то вот таких девиц, несущих культуру в массы, ещё не приходилось. Собчак в вышиванке и то меньше отторжения вызывает.

Интересую бучу поднял этот ролик. Видел его, но никогда бы не подумал, что у коллектива будет такая реакция.

?

Log in

No account? Create an account