?

Log in

No account? Create an account

ilya_yu

с собой и другими

"Но беседовать самому с собой – это искусство, беседовать с другими людьми – забава" (А.П.Платонов).


Previous Entry Share Next Entry
ilya_yu

"Немытая Россия"




Юбилей Лермонтова (великий поэт родился в 1814-м). В связи с юбилеем мне, как филологу, выпадает честь произносить публичные слова о Лермонтове, читать о нем лекции. И я рад возможности говорить о нем, чистом и проницательном русском поэте.

Должен прояснить одну тему – по поводу стихотворения «Прощай, немытая Россия!..» Эти стихи любят цитировать (с упоением) люди, достойные общественного презрения. Говорится, что Лермонтов, смотрите-ка, ругал страну и народ (и даже оскорблял: «немытая!», «рабы!»). Почему же, мол, нам-то нельзя?!

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.


Каждый сам для себя определяет границы нормы, каждый сам избирает нравственные ориентиры. Я постараюсь сформулировать несколько тезисов, которые призваны осветить пространство, в котором нравственный выбор совершается, в котором простраивается норма отношений между тобой, страной и народом.

1. Я не уверен, что Михаил Юрьевич Лермонтов эти стихи написал. Вся крупная лермонтоведческая литература эти стихи приписывает Лермонтову – и я науке склонен доверять. Но это не значит, что я обладаю полной убежденностью. Я текстологией Лермонтова не занимался, да и не специалист я по Лермонтову. Значит, поскольку в ПСС, в «Лермонтовской энциклопедии» (1981) этот текст рассматривается как лермонтовский, я не имею оснований утверждать обратное. Но я знаю, что сомнения есть. Просто зафиксируем: гуляет по миру точка зрения, что стихотворение Лермонтову приписано, но им не написано. И, ей-богу, очень значимо, что такие разговоры идут – не хочет общество таких стихов от великого Лермонтова. Не являются они для нас образцом гражданского мужества.

2. Кому-то эти стихи кажутся ужасными, кощунственными, ядовитыми? Но эти 8 строк не могут значить больше, чем гениальные (особо любимые мною) «Валерик» и «Завещание», чем всенародно любимые «Выхожу один я на дорогу…», «В минуту жизни трудную…», «Когда волнуется желтеющая нива…», чем патриотические «Бородино», «Родина» и глубокая историософская вещь «Спор». Лермонтов не 8 ядовитых строк написал, а десятки шедевров. И только в контексте этих шедевров можно понять его гражданское чувство, его гражданскую позицию.

3. Я предлагаю сравнить это «страшное» стихотворение с хитом прошлого сезона «Никогда мы не будем братьями…». Разумеется, с эстетической точки зрения сравнивать нечего, ибо «Прощай, немытая Россия…» эстетически существует, а «Никогда мы не будем…» эстетически не существует. Давайте посмотрим не эстетически, а этически. Для меня опус украинской дурочки возмутителен, а лермонтовское (квази-лермонтовское?) стихотворение – допустимо. (Вновь оговорка: меня не дурочка возмущает, а взрослые дяди и тёти, которые вирши дурочки стали в статус национального гимна возводить.) Вроде бы в обоих текстах сказано: власть в России ужасна, народ в России – раб, от России надо бежать. Вот только конфликт строится по-разному. У Лермонтова – конфликт «Я и Страна». И это я – незаурядная, свободолюбивая, творчески плодотворная личность. «Я прощаюсь со страной, у меня к стране свои счеты». Эта позиция нам не близка, но для нас – допустима. А как построен конфликт в украинской спiванке? – «Мы и вы». «Мы свободные – Вы рабы, Мы замечательные – Вы отвратительные, и этого не изменить». Это примитивный, грубый, некрасивый нацизм. У Лермонтова – быть может, эгоцентризм, быть может, нарциссизм. Но точно не нацизм.

Примечание. Есть одно великое стихотворение, в котором конфликт построен на «Мы и Вы». Это блоковские «Скифы». Но обратите внимание на фундаментальное отличие и здесь. «Скифы», конечно, поднимают «нас» (Россию) над «вами» (над Европой). Но сколько в этих стихах сказано о величии Европы и затаенном русском ужасе! Стоит лишь вникнуть в блоковские тонкости – и это уже хорошая прививка от примитивных форм нацизма (а украинская дурочка выступила как нацистка примитивная).

4. Представьте перед собой тех, кто ссылается на лермонтовский прецедент (Лермонтов ругал немытую рашку – и мы следуем лермонтовскому пути). Представьте Виктора Ерофеева, Марата Гельмана, Ирину Прохорову, Андрея Макаревича, Людмилу Улицкую… А теперь представьте то, лермонтовское, поколение: Белинский, Герцен, Огарёв… И перечитайте лермонтовскую «Думу» – суровый нравственный суд над (весьма достойным, искренним, мужественным) поколением. Лермонтов ругает страну, но ругает и свое поколение как поколение пустое, бесплодное, раздвоенное. Нынешние говорят: посмотрите, какие мы замечательные, мы лучшие люди страны, мы имеем смелость говорить правду, мы недремлющая ваша совесть. Ощущаете пошлость ситуации? Если Лермонтов и ругал Россию «немытой», то уж и над собой беспощадный суд вершил. Вы сначала напишите коллективную «Думу» (честный разговор о своем нравственном падении), а потом переходите к «стране рабов, стране господ».

Большего времени и места разговор о «немытой России» вряд ли заслуживает. Перечитываем «Мцыри», «Маскарад», «Героя нашего времени», стихи, поэмы, драмы. Юбилеи нужны, чтобы вспоминать. Вспоминать великое.


  • 1
Спасибо за ваш труд

Очень интересно. Что нужно перечитать для подготовки к вашей лекции в пятницу 10ого?

Edited at 2014-10-05 07:05 am (UTC)

Собрание сочинений Лермонтова (оно не очень большое в силу объективных обстоятельств).

(Deleted comment)
Подтянулись моральные уроды.

Мягко говоря вы плохо знаете товарища Лермонтова.

Вот какую характеристику ему дал Мартынов.

Вот офицер прилег на бурке
С ученой книгою в руках,
А сам мечтает о мазурке,
О Пятигорске, о балах.
Ему все грезится блондинка,
В нее он по уши влюблен.
Вот он героем поединка,
Гвардеец тотчас удален.
Мечты сменяются мечтами,
Воображенью дан простор,
И путь, усеянный цветами.
Он проскакал во весь опор.

Надеюсь, пояснять кто такой Мартынов и какую роль он сыграл в судьбе Лермонтова вам не нужно рассказывать?

Это все о чем, для кого и что доказывает? Бессмыслица какая-то...

Что стихи Лермонтова следует сравнивать со стихами поэтов, но не с виршами частушками свидомой барышни

Re: мне кажется,

Я не поэтические достижения сравниваю, а этические позиции.

Ну а если просто "Немытую Россию" Лермонтов написал под влиянием момента? Он выразил свой всплеск эмоций в соответствии с его талантом? Он был неправ по простой человеческой слабости. Кстати, из-за нее погиб. Даже исследователи Евангелия уверены, что некоторые фразы Иисус высказал под давлением обстоятельств, а что говорить о Лермонтове?

Конечно, под влиянием момента. Конечно, всплеск эмоций.

Чунихин В.М. на самиздате подробно обоснововывает, что это не лермонтовский стишок:
samlib.ru/c/chunihin_w_m/lermontov.shtml

Почему-то не помню чтобы лермонтовский "Демон" в школьную программу входил, и здесь не "перечитываем". С этим произведением тоже что-то не так?

Великая поэма. Очень важная для самого Лермонтова. Долгое время была запрещена как кощунственная. Многозначная, нелинейная вещь.

Я в конце 80-х выписывал журнал "Слово". Там автор статьи доказывал, что эти стихи приписывают Лермонтову. Мол, нет никаких убедительных док-в его авторства. К сожалению журнал не сохранился. Помню, что автор статьи указывал на то, что эти стихи были опубликованы гораздо позднее остальных.

Edited at 2014-10-05 01:48 pm (UTC)

По-моему, это тема Владимира Бушина. Возможна атрибуция этих стихов Д.Д.Минаеву.

Есть и другой взгляд на вопрос. А возможно ли было вообще сказать про русский народ подобное? Теофиль Готье пишет, что сильная засаленность зимней одежды у русских была связана с тем, что стирать одежду из овчины невозможно, чистить — проблематично. Но исподнее-то на мужиках всегда было чистое. И сами они были чистыми, потому что в России есть обычай посещения бани раз в неделю. В Европе же не было такого обычая. А у аристократов вообще считалось зазорным мыться. Так и ходили годами немытые.

Москва белокаменная и златоглавая, город тысячи церквей, ещё в 16-м веке была, наверное, самой благоустроенной столицей Европы. Потому что была замощена камнем от края и до края. А за краями — везде были проложены дощатые мостки, и по грязи-то никто не ходил. А Париж в это же самое время утопал по колено в грязи. Как в Москве решили проблему с необходимым для этого огромным количеством камня для мостовых? Очень просто! Въезд в город телегам был запрещён, если на телеге не было хотя бы трёх камней. Такая вот необычная таможенная пошлина...

Поэтому гораздо естественнее звучало бы «Прощай, немытая Франция...»

Вообще-то данный эпитет носит, безусловно, метафорический характер. И XIX век - не XVI. Россия в аспекте чистоты и порядка мало была похожа на Швейцарию или Западную Германию. Париж всегда был грязным, это правда. Но стихи не про буквальную грязь все-таки, а про моральную.

Еще замечание: Кавказ - не Европа. Так что простительно)

Вот, уже и за Лермонтова взялись...Смешно читать, как толпы "искусствоведов", во главе с автором, пытаются бросить тень на великого поэта. Впрочем, и сам Лермонтов о таких деятелях писал.

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

По-моему, Вы невнимательно читали пост. Автор как раз "за Лермонтова".

В этой статье подробно рассматриваются причины сомнений в авторстве этого стихотворения:

Сергей СОКУРОВ. ПРОЩАЙ, "НЕМЫТАЯ РОССИЯ". Кто же автор?
Задумаемся о происхождении и живучести расхожей фальшивки
http://www.krugozormagazine.com/show/Russia.1274.html

"Актом грамотной идеологической войны назвал П. Краснов введение этой фальшивки в учебники, начиная с советских; её неограниченного тиражирования. По сути, "кричащая русофобия", выраженная в стихах, стала как бы визитной карточкой великого поэта. И все усилия опровергнуть авторство Лермонтова таких авторитетных исследователей, как академик Скатов, например, сводятся на нет невеждами и сознательными мерзавцами. Недавно в одном из "телешоу" публичный писатель Быков вновь смаковал "немытую Россию", цитируя якобы Лермонтова. Ну, с невеждами понятно. А какую цель ставят "сознательные мерзавцы"? Ведь, благодаря авторитету гнусно "подставленного" здесь Лермонтова, каждое новое поколение со школьных лет привыкают видеть Родину "немытой", то есть в облике мирового бомжа, неопрятной, дурно пахнущей, убогой на фоне чистенького, ухоженного, густо благоухающего французскими духами, но экономящего воду Запада.
Кто заинтересован в русофобском штампе, безумно заложенном в подсознание людей, читающих на русском языке? Разумеется, те силы, что ставят целью манипулирование сознанием насельников огромный страны, которая для атлантического мира как кость в горле, как досадное бревно, которая лежит веками на пути их вселенской экспансии."

спасибо за статью, Илья.
действительно, либероиды помимо маскировки под человечность
еще любят маскироваться под высокодуховных интеллектуалов.

фальшь чувствую, но так объяснить не получалось

Спасибо за интересный материал. Мне не удаётся следить за знаменательными датами, поэтому очень рад, что вы напомнили об этом юбилее. Совершенно случайно в пятницу купил книжку со стихами Лермонтова около метро. Обязательно сегодня вечером что-то прочитаю.

  • 1