?

Log in

No account? Create an account

ilya_yu

с собой и другими

"Но беседовать самому с собой – это искусство, беседовать с другими людьми – забава" (А.П.Платонов).


Previous Entry Share Next Entry
ilya_yu

"Немытая Россия"




Юбилей Лермонтова (великий поэт родился в 1814-м). В связи с юбилеем мне, как филологу, выпадает честь произносить публичные слова о Лермонтове, читать о нем лекции. И я рад возможности говорить о нем, чистом и проницательном русском поэте.

Должен прояснить одну тему – по поводу стихотворения «Прощай, немытая Россия!..» Эти стихи любят цитировать (с упоением) люди, достойные общественного презрения. Говорится, что Лермонтов, смотрите-ка, ругал страну и народ (и даже оскорблял: «немытая!», «рабы!»). Почему же, мол, нам-то нельзя?!

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.


Каждый сам для себя определяет границы нормы, каждый сам избирает нравственные ориентиры. Я постараюсь сформулировать несколько тезисов, которые призваны осветить пространство, в котором нравственный выбор совершается, в котором простраивается норма отношений между тобой, страной и народом.

1. Я не уверен, что Михаил Юрьевич Лермонтов эти стихи написал. Вся крупная лермонтоведческая литература эти стихи приписывает Лермонтову – и я науке склонен доверять. Но это не значит, что я обладаю полной убежденностью. Я текстологией Лермонтова не занимался, да и не специалист я по Лермонтову. Значит, поскольку в ПСС, в «Лермонтовской энциклопедии» (1981) этот текст рассматривается как лермонтовский, я не имею оснований утверждать обратное. Но я знаю, что сомнения есть. Просто зафиксируем: гуляет по миру точка зрения, что стихотворение Лермонтову приписано, но им не написано. И, ей-богу, очень значимо, что такие разговоры идут – не хочет общество таких стихов от великого Лермонтова. Не являются они для нас образцом гражданского мужества.

2. Кому-то эти стихи кажутся ужасными, кощунственными, ядовитыми? Но эти 8 строк не могут значить больше, чем гениальные (особо любимые мною) «Валерик» и «Завещание», чем всенародно любимые «Выхожу один я на дорогу…», «В минуту жизни трудную…», «Когда волнуется желтеющая нива…», чем патриотические «Бородино», «Родина» и глубокая историософская вещь «Спор». Лермонтов не 8 ядовитых строк написал, а десятки шедевров. И только в контексте этих шедевров можно понять его гражданское чувство, его гражданскую позицию.

3. Я предлагаю сравнить это «страшное» стихотворение с хитом прошлого сезона «Никогда мы не будем братьями…». Разумеется, с эстетической точки зрения сравнивать нечего, ибо «Прощай, немытая Россия…» эстетически существует, а «Никогда мы не будем…» эстетически не существует. Давайте посмотрим не эстетически, а этически. Для меня опус украинской дурочки возмутителен, а лермонтовское (квази-лермонтовское?) стихотворение – допустимо. (Вновь оговорка: меня не дурочка возмущает, а взрослые дяди и тёти, которые вирши дурочки стали в статус национального гимна возводить.) Вроде бы в обоих текстах сказано: власть в России ужасна, народ в России – раб, от России надо бежать. Вот только конфликт строится по-разному. У Лермонтова – конфликт «Я и Страна». И это я – незаурядная, свободолюбивая, творчески плодотворная личность. «Я прощаюсь со страной, у меня к стране свои счеты». Эта позиция нам не близка, но для нас – допустима. А как построен конфликт в украинской спiванке? – «Мы и вы». «Мы свободные – Вы рабы, Мы замечательные – Вы отвратительные, и этого не изменить». Это примитивный, грубый, некрасивый нацизм. У Лермонтова – быть может, эгоцентризм, быть может, нарциссизм. Но точно не нацизм.

Примечание. Есть одно великое стихотворение, в котором конфликт построен на «Мы и Вы». Это блоковские «Скифы». Но обратите внимание на фундаментальное отличие и здесь. «Скифы», конечно, поднимают «нас» (Россию) над «вами» (над Европой). Но сколько в этих стихах сказано о величии Европы и затаенном русском ужасе! Стоит лишь вникнуть в блоковские тонкости – и это уже хорошая прививка от примитивных форм нацизма (а украинская дурочка выступила как нацистка примитивная).

4. Представьте перед собой тех, кто ссылается на лермонтовский прецедент (Лермонтов ругал немытую рашку – и мы следуем лермонтовскому пути). Представьте Виктора Ерофеева, Марата Гельмана, Ирину Прохорову, Андрея Макаревича, Людмилу Улицкую… А теперь представьте то, лермонтовское, поколение: Белинский, Герцен, Огарёв… И перечитайте лермонтовскую «Думу» – суровый нравственный суд над (весьма достойным, искренним, мужественным) поколением. Лермонтов ругает страну, но ругает и свое поколение как поколение пустое, бесплодное, раздвоенное. Нынешние говорят: посмотрите, какие мы замечательные, мы лучшие люди страны, мы имеем смелость говорить правду, мы недремлющая ваша совесть. Ощущаете пошлость ситуации? Если Лермонтов и ругал Россию «немытой», то уж и над собой беспощадный суд вершил. Вы сначала напишите коллективную «Думу» (честный разговор о своем нравственном падении), а потом переходите к «стране рабов, стране господ».

Большего времени и места разговор о «немытой России» вряд ли заслуживает. Перечитываем «Мцыри», «Маскарад», «Героя нашего времени», стихи, поэмы, драмы. Юбилеи нужны, чтобы вспоминать. Вспоминать великое.


  • 1
Это не быссмыслица, это просто вы понятия не имеете о предмете.

Если вкратце, то Лермонтов по жизни был мягко говоря не порядочным человеком.
Очень долго глумился над своим однокашником по училищу Мартыновым.
Каковой Мартынов из лейбгвардии Кавалергардского полка ДОБРОВОЛЬЦЕМ поехал на Кавказ воевать и дослужился до майора.

И вот как-то на балу товарищ Лермонтов за спиной Мартынова глумился над ним на тему что девушкам нужно опасаться этой обезьяны с большим кинжалом строя аллюзии кинжала с мужским детородным органом. Неожиданно музыка стихла и Мартынов это услышал.
А когда он попросил Лермонтова не глумиться над ним хотя бы в присутствии женщин, то Лермонтов высказался в стиле "а что ты со мной сделаешь, не на дуэль же вызовешь". Почему-то в обществе все считали, что Мартынов плохой стрелок...

Засим был вызван на дуэль и пристрелен как собака.

Так что вполне себе Лермонтов мог написать про немытую Россию.
Тварь была отменная.


Edited at 2014-10-05 03:11 pm (UTC)

Вы б хотя бы Андронникова прочитали, что ли... Это все, что вы о великом поэте знаете? Ведете себя как обезьяна.

Хамить изволите?
Ну-ну...

Нус, гражданин пустобрёх, какие ваши доказательства, что про немытую Россию писал не Лермонтов.
Пруф в студию.

Вы Лермонтова с собакой сравнили. Сами-то кто будете? Много великих книг написали? Да что там писать - читать не умеете: я так-то не отрицаю, что Лермонтов написал эти стихи. Это вообще не зона моей компетентности. Если интересно, то читайте Владимира Бушина. Из серьезных литературоведов сомневался в авторстве Лермонтова, например, Н.Н. Скатов. Напомню общеизвестные факты: автографа стихотворения не сохранилось, оно было обнародовано в 1873-м году П.И. Бартеневым, который, согласно общему мнению, был не слишком добросовестным археографом. Есть даже претендент на авторство - Дмитрий Дмитриевич Минаев, очень любопытный поэт-сатирик, забавлявшийся "перепевами" (рассматриваемый текст, возможно, является по замыслу сатирическим перепевом пушкинского "Прощай, свободная стихия..."). Дальше - будьте добры, изучайте вопрос сами.

Ещё один начитался альтернативно одарённых историков.

Милейший, они были дворяне, и служить в армии было их врождённой профессией.
Если бы Вы, и сегодня, пошли куда-нибудь ДОБРОВОЛЬЦЕМ -- это было бы явленное чудо.
А для дворян -- обычная практика. По социальной лестнице как-то надо подыматься! )))

ДА неужто, может подскажете мне (альтернативно одаренному) куда ж ещё подниматься военному из лейб гвардии Кавалергардского полка?

Человек - творение неоднозначное. Есть его естество из тела и души, а есть Дух. В жизни он может быть кем угодно, "пока не требует поэта к священной жертве Аполлон". Поэт уже не не столько личность со своими тараканами, сколько медиум. Не бывает поэтов для себя, поэт всегда "совесть", выразитель эпохи, уловитель мыслей, чувств и стремлений очень многих "грядущих, прошлых поколений".

Насчет нелицеприятных отношений, есть люди, к которым глумление не липнет, во всяком случае всегда остается выбор принимать на свой счет, ставить ли на место обидчика. Но это из области тараканов, кому интересно. Знаете, можно описать человека по-разному, можно ограничиться к примеру описанием прямой кишки - и быть правым, не касаясь высших творческих способностей

"Если вкратце, то Лермонтов по жизни был мягко говоря не порядочным человеком."

И не только Лермонтов, и мои любимые Пушкин и Маяковский, но и националист Шевченко, и вообще большинство поэтов. Просто не надо смешивать человека и поэзию. Написанное продолжает жить независимо от человека, который продолжает меняться и совершать различные поступки.

  • 1