ilya_yu (ilya_yu) wrote,
ilya_yu
ilya_yu

Categories:

Нигилизм



Хочу порекомендовать статью Валерия Панюшкина "Конец искусствоведения". Как и полагается колумнисту "Сноба", автор высокомерен, он хвастается своей наблюдательностью, своими знакомствами, кичится своей эрудицией. Ничего не поделаешь: "сноб". Но в статье есть мысли и чувства, которые и мне случается испытывать. Речь идет о том, что в сфере медиа не с кем поговорить об искусстве как об искусстве. Суждения в координатах "хорошо - плохо", "нравственно - безнравственно", "достоверно - недостоверно" подменили собой разговор об искусстве. Фильмы, романы, выставки не разбираются. Над ними стебутся, ими восторгаются, из них добывают "правду"...

Вот помню, как сложно было людям объяснять "Белого тигра". Это не лучший фильм Шахназарова, но отличный фильм. Однако, видите ли, там танковые бои сняты "не так, как было", да и нельзя про войну снимать мистическое кино. Вот нельзя, и всё! Не похоже на "старое доброе кино про войну", значит, не наше. Интересно было сравнить фильм с первоисточником (как Шахназаров блестяще искромсал пошлую повестушку Ильи Бояшова "Танкист"), обсудить, что принес актер Вертков из театра Женовача, проследить автоцитаты Шахназарова. В общем, материала для обсуждения достаточно. Но сегодня - и не только в интернете - принято "зарубиться" на ту или иную тему. А вот обсуждать, делиться друг с другом не принято.

Знаете, как это называется? Нигилизм. Мы все - пользователи патриотического и либерального рунета - нигилисты. Мы не любим искусство, нам наплевать на образы, смыслы, стилистики и проч. Подайте нам правду и добро, как мы их понимаем. Прилепин написал роман? Не будем читать сталиниста. Не будем читать лимоновца. Не будем читать белоленточника. Не будем читать крымнашиста. Мне после какой-то заметки о художественной прозе Прилепина прислали кучу ссылок на его политические высказывания. Это и есть нигилизм.

Смотреть и обсуждать фильмы Чжана Имоу я не смог убедить даже друзей. Потому что - нигилизм.

Уже видно, как нигилизм этот опрокидывается в прошлое - и изысканное, усложненное искусство классиков литературы и кино погребается под словесными помоями просто за то, что то искусство сложнее читателя/зрителя. Между прочим, когда прекрасное (к примеру, киноискусство Феллини) оценивают терминами "хрень" и "дерьмо", это свидетельство, как минимум, легкого невроза.

Московский литературовед Владимир Борисович Катаев писал о "кампании по расстрелу русской классики" (см. его полемическую книгу "Игра в осколки"), о неприкрытой ненависти к русскому классическому наследию со стороны клики, правившей бал в нашей культуре 90-х. "Кампания" поутихла, но мы оказались травмированы. Нигилизм есть травма (проигранной по сути) войны с нашей культурой.

Если вы не любите искусство для искусства, то подумайте о следующем. Эстетический нигилизм понижает интеллектуальную и эмоциональную сложность человека. Неспособность радоваться укиё-э и кинометафоре Висконти есть следствие притупленности чувств, слабости герменевтического дара, а также того свойства, которое Пушкин описал словами: "мы ленивы и нелюбопытны". Так восстанавливается психическое господство барина над слугой. Просты должны быть рабы. Господа должны быть сложны. Не имея сложности, они утрачивают 80% управленческих методов, стратегических коммуникаций и (last but not least) самообоснование господства.

Tags: кино, культурная политика, литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments