ilya_yu (ilya_yu) wrote,
ilya_yu
ilya_yu

Category:

Всё начинается с Эсхила



Эсхил был любимым поэтом Маркса. Маркс читал его в подлиннике.

* * *

Между древнегреческим эпосом и трагедией – колоссальная эстетическая дистанция. Эсхила от Гомера отделяет целый «геологический переворот» – в мир объективных законов вторгся субъект. Ахилл тождествен своей судьбе. Его героизм, его вероломство и искренность, его жестокость и его сентиментальность – выражение рока. Вероломство Клитемнестры, сентиментальность Ореста, искренность Электры и жестокость Эгиста тоже оказываются на службе рока. Но художественный фокус трагедии – в остром противоречии между субъективностью и объективностью. Реализуя свою судьбу, трагический герой страдает. Каждый человек обречен, но Гомер сплетает тысячу обреченностей в величественное течение мирового процесса, Эсхил же обнаруживает боль обреченности.

Объективность травмирует субъекта. Он неистово реализует объективное как субъект, не имеющий шанса объективности избежать.

Орест имеет выбор – между бездеятельным соучастием в убийстве отца и деятельным убийством матери. Он не может не мстить за Агамемнона. Но эта месть – лишь момент бесконечного кровавого цикла: … – Атрей накормил Фиеста его детьми – сын Атрея Агамемнон вынужден принести в жертву свою дочь Ифигению – Клитемнестра мстит за свою дочь, Эгист мстит за свою семью, они вступают в сговор и убивают Агамемнона – Орест мстит за отца и убивает Клитемнестру и Эгиста – … Всем известен этот кровавый тотальный круг. Где его начало? Можно ли остановить движение в этом круге? И как вообще его можно не остановить?

А есть ли выбор у Ореста? Всего лишь выбор участия в кровавом роке тем или иным способом.

Клитемнестра завела себе любовника в обиде на мужа. Муж убит женой и её любовником. Налицо все мотивы для бытового преступления. Но есть у преступления чуть более дальний смысл: Агамемнон расплатился за убийство Ифигении, которое он тоже творил по воле рока. Есть и еще более дальний смысл: дом Атридов осквернен страшным убийством детей Фиеста. Есть и глобальный смысл.

Кронос оскопляет Урана – Зевс свергает Кроноса – одному из сыновей Зевса предсказано низвергнуть отца. «И узнает Зевс, как непохоже рабство на владычество» («Прометей прикованный»). Космос помещен в кровавый круг. Люди творят по воле рока малый кровавый круг. Так утверждает себя рок.

Гегель объяснил нам смысл трагедии: действуя по своим страстям, по своим личным мотивам, люди воплощают Абсолют. В своем движении Абсолют подчиняет человеческие воли и страсти всеобщему замыслу. Поняв это, Белинский отрекается от Гегеля с той же страстью, с какой он поклонялся Гегелю. Не зная немецкий, он причащался диалектике от знатоков – в кружке Станкевича. Русские интеллигенты имеют свойство фанатично относиться к западным доктринам. Пройдя путь служения доктрине до предела, в полноте, они испытывают внутреннее право ниспровергать, отрицать, ненавидеть. Белинский испытал священный ужас перед ходом Идеи, сжирающей индивидов, с их волями и страстями, во имя осуществления Себя. Несокрушимый Молох заставляет людей страдать, желать, гневаться, убивать, каяться – во имя продвижения в мир Абсолюта. Белинский разрывает с Гегелем, отвергает его. И пишет об этом Боткину. Письмо в ту эпоху было публичным произведением – публичным для избранного круга. Особенно теоретическое письмо. Разрыв был не интимный, а манифестирующий.

Молодой Маркс также понимает, что Гегель обрекает человека в жесточайшее рабство пустому, мертвенному духу. Гегелевский Дух есть мистифицированная форма Капитала, пишет он в последних разделах своих рукописей 1844 года.

А всё начинается с Эсхила. Кровавое колесо нужно хотя бы остановить. Прометей предрекает: «Как этих бед избегнуть, из богов никто сказать не может. Только я бы мог». Что за чудная власть дана Прометею? Кто он такой – тот, кто может спасти Зевса от неминуемого вращения космического кровавого колеса? Прометей – это Труд: он обучает людей ремеслам, он дарит людям разум. Это силы человеческой деятельности. Таково содержание его «огня». Он есть то начало, что отделило человека от природы. И это начало знает, как помочь Зевсу.

Новые боги остановят круг кровавой мести в семье Атридов. Аполлон и Афина уравновесят два кровавых закона («кровь за отца», «кровь за мать»). Злобных Эриний назовут Благосклонными – Эвменидами. И так будет установлена хрупкая стабильность. Недовольные судом Ареопага над Орестом, Эринии жаждут сеять убийства и мор, Защитив Ореста, афинский Ареопаг и новые боги вывели кровавую месть из прочерченного круга. Она жаждет вырваться на просторы массовой резни, голода, разбушевавшейся смерти. И старым силам дают в новом порядке высочайший статус – их из мстителей превращают в дарителей (были Эринии – теперь Эвмениды). Над этим воистину стоит задуматься: в новом порядке Афинам покровительствует сила, которая жаждет Афины уничтожить. На зло надета маска добродетели, зло убеждают в том, что оно доброе. Так, на грани чего-то неисправимого, застыл мир. Установился порядок. Мифологическая история кончена – началась жизнь, в которой гомеры и эсхилы рассказывают о страшном и прекрасном прошлом.

Чем удерживается этот мир? Трудом, судом и умолчанием. Слетит одна скрепка – и кровавое колесо завертится вновь. Но превратились ли Эринии в Эвменид целиком и полностью? Почему у Софокла («Эдип в Колонне») священная роща Эвменид запретна? Там продолжает жить ужас, который нельзя отворять. Об этом (о тайне Эсхила и Софокла) очень глубоко написано в книге Рене Жирара «Насилие и священное». Что есть цивилизация, как не запертый в структуры и значения древний ужас? Не продолжает ли ужас кушать человека? С меньшей неистовостью, конечно. Ему поклоняются, его задабривают. Все блага – от запертого ужаса. Это впечатляет.

Это впечатлило Маркса, который решился разгонять мощь Прометея, чтобы загнать ужас в небытие. Чтобы преодолеть логику пожирания человека в шествии надчеловеческого Закона. Раз люди его реализуют, то люди его могут и отменить. Безнадежная гипотеза. Но, о боги, какая вдохновляющая!

Tags: Маркс, историософия, литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments